Ви є тут

Модально-серийные системы в отечественной музыке XX века: синкретизм и синтез принципов организации

Автор: 
Северина Ирина Марковна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
1000346084
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение....................................................................... 3
Глава 1 Общетеоретический и историко-эволюционный аспекты синкретизма
и синтеза модально-серийных систем.............................................................. 13
Глава 11 Синкретизм модальности и серийности п музыке начала XX века
1 Модально-серийные системы вне 12-тоновых рядов варианты организации с преобладанием черт модальной техники
(А. Скрябин. Н Рославец. С. Протопопов, А Лурье)........................................... 52
2. Синкретизм модальных и серийных принципов в техниках 12-тоновых рядов: преобладание серийных черт (П. Голышсв,
Н. Обухов)................................................................................ 85
Глава III Синтез модального и серийного методов во второй половине XX века
1. Синтетические системы, включаюшис апериодические интервальные шкалы (А. Волконский, С Губайдулина, А Шнитке,
С. Слонимский. А Пярт. С. Павленко)....................................................... 104
2 Синтез модальности и серийности в условиях периодических ладозвукорядов (А. Вустин, В. Гкнмовскнн, Д Капырнн,
С Голубков, А. Ровнер)..................................................................... 144
Заключение..................................................................................................... 204
Приложение Примеры из зарубежной музыки
I Синкретизм модальности и серийности в Трех протестах"
Ч Айвза.................................................................................... 211
2. Многообразие в проявлениях синтеза: "Четыре ритмических этюда" О. Мессиана....................................................................... 216
Ьнблно! рафия ................................................................................................. 228
Потные примеры..................................................................
5
3
В В Е Д Е Н И Е
Неомодальность и серийность - магистральные направления в эволюции музыкального языка и техники композиции XX века. Их изучению как уже сформировавшихся и самостоятельных методов посвящено большое количество литературы ( Г. Баранова, Р. Брайндл, П. Булез, А. Веберн, Дж. Винсент, Н. Гулянйцкая, Л. Дьячкова, В. Екимовский, Э. Зальцман, Ц. Когоутек, Д. Коуп,
Э. Кршенск, С. Курбатская, Т. Юорегян, Р. Лейбовиц, К. Мслик-Пашасва, О. Мессиан, А. Пейн, Дж. Перл, В. Персикетти, Л. Рогнони, Й. Руфер, Б. Симмз, Д Стрит. Ч. Уоринен, П. Ханзсн, 10. Холопов, А. Шс-нберг, Д. Шульгин и др.). Однако, этого нельзя сказать о явлениях, так или иначе совмещающих элементы неомодальной и серийной техник и. в особенности, о начальном этапе их за-[юждення, когда эти методы существовали в слитном и неразвитом состоянии.
Проблема смешения техник поднималась преимущественно в связи с синтетическими техниками конца века (С. Голубков, О. Дроздова, Л. Дьячкова,
Э. Зальцман. Т. Кюрегян, Е. Польдяева, С. Савснко, А. Соколов, Б. Спасов, 10. Холопов, В. Ценова, А. Шишке, Д. Шульгин др.). Однако у К). Холопова еегь упоминание и о серийно-модальном принципе в музыке начала XX века -в балете "Жар-птица" (1909-10) И. Стравинского, где он отмечает "мнкросе-рннную технику на основе модальности... в сцене "Пленение Жар-птицы Ива-ном-Царсвнчем", ц.22-29". Причем "основной мотив Жар-птицы" соответствует "ячейке 5 лада Мессиана" [ МО , с.45; см. также ОН (И. Хархута);
О? (Д. Стрит)]. А в одной из своих последних статей 10. Холопов пишет о технике Н. Рославца следующее: "Рославец нашел своего рода «модальную серию»" | Щ, с.86]. Кроме того, в гармонической системе А. Скрябина исследователь видит сходство и с "диссонантной модальностью О. Мессиана", и с "додекафонией Шенберга" [ 3*2. с.28]. Однако еще Л. Мазель, анализируя прелюдию Скрябина ор.74 №3, отмечает, наряду с некоторыми элементами тональности. и "все признаки внетоналыюго лада полутон-тон", и "предвосхищение
47
С. Ганеев. С Рахманинов, Н. Метнер и др., в творчестве когорых выразилось прежде всего обобщение прошлого). Но если новое искусство синкретически "рождается", то старые синтезы постепенно "умирают".
Схема ЛЫ
переломное время и начало новой эпохи
СИНТЕЗ V СИНКРЕТИЗМ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
рыс синкретические явления, «умирающие» явления,
хронологически опережающие существующие иарал-
настуиление новою этапа лельно с синкретическими
48
Итак, начало XX века совпало с началом новой эпохи - и это не просто "новое начало", а часто демонстративное отрицание старых синтезов, даже всей культуры прошлого с ее сформировавшейся языковой системой и обращение к искусству, не обессиленному тяжестью мирового опыта: примитивизм, футуризм Хлебникова, "Весна священная" Стравинского, мифологическое сознание... "Музыкальность поэзии Хлебникова и пиетет Стравинского перед Словом естественно разглядеть как характерную черту культуры, грезяще» о первобытном синкретизме Именно миф, - занимающий, по мысли К. Лсви-Строса, серединное положение между музыкой и словесной речью, -даст возможность проникнуть сквозь толщу позднейших напластований культуры к изначально бессознательному единству: искусств (К. Малевич), языков (В. Хлебников)" [ X > с-3)- Одним из свойств мифологического сознания, присущего синкретизму, является особое чувствование времени и истории. Время становится впеэполюционным и как бы неподвижным, - что отражается в искусстве самым непосредственным образом: "Где каменья временем, Где время каменьем" (В. Хлебников). По определению Хлебникова. время ("Ка") "значит отсутствие движения, покой сети А' точек, сохранение ими взаимного положения" ("Художники мира!", 3? , с.622]'. Интересно, что одна из современных научных теорий, автором которой является академик Н. Козырев, подтверждает гипотезу Хлебникова о неподвижности времени - нс время течет в пространстве, а пространство движется во времени, само же время как некий физический фактор проявляет себя одновременно во всей Вселенной [ 3? , с.54-55].
1 Одно из значений Ка и египетской мифологии второе ’я” человека, определяющее его судьбу. У Хлебникова этот образ получает дополнительный смысл: для нею особенно важна судьба народов, государств, законы времени и истории, которые отражены в ею "Досках судьбы". А в поэме "Синие оковы’ Ка характеризуется как "синяя доска", "звездная доска", "небесный кол", "кол из будущего*, 'кол времени", "ось времени': "А между тем миры вращались Кругом возвышенного Ка", - то есть, "оси времени" Итак, врет неподвижно, движутся миры Ка - это и есть синие оковы законов времени, доски судьбы, неподвижные и существующие изначально.