Ви є тут

Социально-гуманитарное образование в России : Современное состояние, проблемы, тенденции развития

Автор: 
Миронов Анатолий Васильевич
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2001
Артикул:
269879
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ________________________________________________________________3
ГЛАВА ПЕРВАЯ.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ____________________________________28
§1. СУЩНОСТЬ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ И
ОБРАЗОВАНИЯ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ___________30
§2. ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ И ФУНКЦИЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ_______________67
§3. НАПРЯЖЕННОСТЬ ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЯ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНО-
ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ___________________________________72
ГЛАВА ВТОРАЯ.
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНОГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРЕХОДНОМ ОБЩЕСТВЕ________________________92
§1. НОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И КРИЗИС СОЦИАЛЬНО-
ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ___________________________________92
§2. СОДЕРЖАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ: КОНЦЕПЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ___________________________117
§3. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ 146
ГЛАВА ТРЕТЬЯ.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СПОСОБЫ ЕЁ РЕГУЛИРОВАНИЯ 165
51. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ
ОБРАЗОВАНИЯ________________________________________________165
§2 МОДЕЛИ РЕФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ _ 187
§3. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОЗИТИВНЫХ И НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ
РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ________________________________________214
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ.
ИНТЕГРАТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ_____________________________________________231
§1. ПРИНЦИПЫ НОВОЙ ФИЛОСОФИИ. СОЦИОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОРИЕНТИРЫ ТВОРЧЕСТВА_______________________231
§2. НОВЫЙ ТИП ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ПОИСК НЕОРДИНАРНЫХ
ДИДАКТИК И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ______________________251
§3. ИНТЕГРАЦИЯ КУЛЬТУРЫ, НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР
СОЦИАЛЬНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ________________273
ЗАКЛЮЧЕНИЕ___________________________________________________________304
БИБЛИОГРАФИЯ
317
3
ВВЕДЕНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ ЗШШ&ДШШИД
Мир в начале тысячелетня оказался перед лицом глобальных
проблем и острейших противоречий общественного развития, экономического, экологического, энергетического, а главное, духовнонравственного кризиса, нарастания социальных и национальных конфликтов. Техногенный тип культуры и образования, который на первых порах способствовал общественному прогрессу, ныне активно порождает средства уничтожения цивилизации. На индивидуальном уровне человека поражают прагматизм, духовное оскудение, антигуманные качества. Все больше представителей научного знания, религии, широкой общественности считают, что выход из кризисного состояния возможен лишь на основе поиска новых парадигм гуманистического развития для каждой страны и человечества в целом. Речь идет о глубинных изменениях в сознании людей, о новой духовно-нравственной культуре, о формировании посредством образования гуманитарно-ориентированной среды в общечеловеческом масштабе. Наступает такой период, когда прогресс цивилизации будет определяться интеллектуально-образовательной мощью человека. У социального прогресса есть одна дорога — знания, освященные нравственностью и есть один способ преодоления возникающих преград — одухотворенный интеллект. С точки зрения внутреннего развития общества, знания и нравственность выступают как условия общественного прогресса, как ключевая предпосылка общественной само-рефлексни, определяющая степень развития общественной системы. С позиций цивилизационных приоритетов речь идет о том, что глобальное соперничество стран переходит из области финансово-
33
нравственности. Переход в эпоху ноосферы потребует нового осмысления и перестройки всего нашего бытия, смены стандартов, идеалов обновления, углубления социатьно-гуманитарного знания и создания благоприятных условий для людей, обучающихся и развивающихся под воздействием социально-гуманитарного образования. Поэтому в обществе, а тем более в научном мире, сейчас проявляется все больший интерес к проблемам социально-гуманитарного знания и образования.
Современное социально-гуманитарное знание трактуется как познание человеком самого себя, в том числе и создаваемой им реальности, принципы этого познания В конечном счете, получается, что это сама наша жизнь, которая является для нас заданной, в которой мы уже находимся, поскольку живем в этом мире. Короче говоря, социально-гуманитарное знание — это рефлексия о мире человека и о человеке в мире.
Обращаясь к классическому наследию философской и социологической мысли, мы еще раз убеждаемся, что основанием социапыю-гумашггарных наук был и остается принцип «Я и Они» К. Леви-Стросс в известной работе «Жан Жак Руссо — основатель гуманитарных наук»1 фокусирует внимание на размышлениях великого просветителя: «Кто они, для меня чужие и незнакомые?.. А я — что такое я сам, оторванный от них и от всего? Вот что мне, прежде всего, следует искать». Поиски ответов на эти вопросы в разных вариациях служили и служат объектом исследования гуманитарных наук. И теперь, через 250 лет после написания Ж. Ж Руссо «Прогулок одинокого мечтателя», мы в центр исследования современных наук, и не только гуманитарных, ставим феномены: человек, жизнь, разум, взаимодей-
1 См. К. Леви-Стросс Жан Жак Руссо — основатель гуманитарных наук // Личность — культура — общество. М.. 2000. т 2. выл 1. стр. 225-226.
34
ствие людей во вселенском процессе, место в нем Человечества, цели и смысл нашего существования в космическом кругообороте миров.
Сущность современного со1щально-гуманитарного знания, на наш взгляд, состоит в том, что его основой выступает человек и как субъект, и как объект, и как самоцель. Это — системное целостное многообразное знание о человеке, синергии процесса и результата его творческой активности в мире. Оно понимается нами не как отказ от предметно-дифференцированного знания, оно не в апологии «много-знания», которое «уму не научает» (Гераклит), оно требует содержательного полилога, состоящего из представителей всех гуманитарных «цехов» вокруг образующего совокупное ядро знание — человека как целостного и сквозного объекта, хранящего свою предметность знания. Назначение гуманитарного знания — в его мудром синтезе: философии, социологии, политологии, экономики, культурологии, истории, семиотики, социолингвистики и других наук изучающих человека.
В социально-гуманитарном знании в последние годы достигнуты определенные сдвиги в направлении гуманизации, начиная от возвращения в научную и образовательную жизнь значительной части классического наследия и заканчивая публикацией инновационных работ отечественных и зарубежных авторов по различным отраслям знания о человеке и социуме. В социальночуманитарное знание настойчиво пробивают дорогу »щей единства человеческих судеб и природы, стремление увидеть целостную картину мирового процесса развития, место и роль человека в эпоху ноосферы.
Ноосфера в трудах В, И. Вернадского и Т. Шардена приобрела значение целостной сферы разума, т. е. новое эволюционное состояние биосферы, связанное с возникновением и развитием в ней нового человеческого общества. Учение о ноосфере является одним из круп-