Ви є тут

Костюм периода историзма : Проблема восприятия стилевых прототипов

Автор: 
Ванькович Светлана Михайловна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
269918
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................3
Примечания к введению.........................................24
ГЛАВА I. Предыстория: от классицизма к эклектике..............28
Примечания к главе I..........................................58
ГЛАВА II. Костюм периода романтического историзма
(1820- 1840-е гг.)....................................60
Примечания к главе И..........................................94
ГЛАВА III. Эпоха эклектичного воссоздания стилей в костюме
(1850- 1890-е гг.)....................................97
Примечания к главе III.......................................129
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................132
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................138
ПРИЛОЖЕНИЯ. Словарь терминов.................................151
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ...........................................162
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ..........................................176
3
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап развития отечественного искусствознания характеризуется углубленным изучением традиций русского искусства. Особого внимания заслуживают вопросы, связанные с формированием художественной среды конкретной исторической эпохи. Осознание богатого разнообразного предметного мира в контексте окружающего пространства является важным, ибо развитие художественной культуры учитывает опыт прошлого в его стилистической эволюции.
Признание неотделимости вещи от окружающей среды подразумевает их пространственно-пластические связи. Изучение предметных форм ведется в соответствии с категориями стиля как определенной системы, которая формирует и критерии оценок. В основе пространственных искусств лежит формообразующий принцип.
Особенностью произведений архитектонического творчества является существование их в ансамбле. Ведущими в этой группе представляются прикладные искусства и архитектура, наиболее родственные по структуре их художественного языка и единству стилистической характеристики. Архитектоническая связь в подобных видах искусства является главным выразительным средством, а художественная функция всегда выступает в сочетании с функцией утилитарной. Сфера деятельности предметного творчества в большой степени испытывает на себе влияние технического прогресса. Поэтому на рубеже ХУШ-Х1Х веков в западной Европе уже наблюдались тенденции установления взаимосвязи между художественным творчеством и бурно развивающейся индустрией.
В искусстве нового времени были периоды излишне категоричны в требовании стилевой чистоты предметных форм, например русский классицизм, предшествующий эклектичному XIX веку. Новое направление в культуре прошлого столетия открывает эпоха историзма. Основой этого
43
подкладке (Илл. 36). Шинель послужила прообразом модного городского плаща - каррик по типу редингота, но увеличенного объема и с большим количеством воротничков-пелерин, доходящих до 12, а впоследствии и более. В России каррик был заимствован из Англии и просуществовал до 40-х годов XIX столетия, полностью соответствуя британскому оригиналу в покрое, пропорциях и даже цветовой гамме. В воспоминаниях М.И.Пыляева известный петербургский мужской портной Руч, демонстрируя модную одежду, нанял двух молодых людей, которые прогуливались по Невскому проспеюу в его изделиях16. Один из них был одет в светло-гороховый каррик.
Головные уборы в мужском костюме первой треги XIX века имели строгую цилиндрическую форму с дугообразными полями. Здесь очевидно влияние рационального английского стиля. Предпочитали цилиндры светлосерых тонов из шелка, шерсти, соломки или кожи.
В это время известны шляпы-цилиндры, названия которых происходили от имени популярных личностей. Например, цилиндр- де Орссй (высокий с загнутыми полями), или цилиндр- дагер (низкий с узкими полями), или шляпы с низкой тульей и широкими полями - ловелас, ее носили только молодые люди. В 1820-е годы была популярна шляпа конической формы с небольшим пером фрейшюц, название которой заимствовано из тирольского костюма главного героя оперы K.M. фон Вебера "Вольный стрелок" (Freischutz нем.- вольный стрелок).
Примечательно, что следуя эстетике французских просветителей, пропагандировавших в одежде рациональность и комфорт, в мужском костюме видоизменился домашний халат, известный еще с начала XVIII века — шлафрок. Этот вид одежды отличался определенной непринужденностью, но в дворянском быту ткань и отделка для него были не менее изысканы, чем в нарядном костюме. В первые годы XIX века мужские шлафроки выполнялись зрадиционно из бархата, подбитого контрастной шелковой подкладкой. Их силуэт был свободным, полы запахивались и
44
фиксировались шелковым отделочным поясом, а покрой предполагал шалевидный большой воротник. Под шлафрок обязательно надевали белую рубашку с традиционно строгим узлом галстука. Позже воротники стали приобретать более раскрепощенную форму типа "апаш", а галстук напоминал мягкий шейный платок (Илл. 30).
В первые десятилетия XIX века внешний вид мужчин стремился соответствовать новому демократическому характеру целесообразности и респектабельности. Акценты в мужском аристократическом костюме смешались с декоративных на конструктивно-технологические. Важным фактором в это время стало портновское искусство, где силуэт создавался нюансами кроя и мастерством изготовления, вопреки разнообразию форм и украшений прежних лет.
В этой связи интересны воспоминания современников о том, как выглядели русские аристократы; например, поклонник европейской моды, П.Я.Чаадасв: "Одевался он, можно положительно сказать, как никто. Нельзя сказать, чтобы одежда его была дорога; напротив того, никаких драгоценностей, всего того, что зовут vulgar, на нем не было. Очень много я видел людей, одетых несравненно богаче, но никогда, ни после, ни прежде, не видел никого, кто был бы одет прекраснее и кто умел бы с таким достоинством и грацией своей особы придавать значение своему платью. Я не знаю, как одевались мистер Бреммель и ему подобные, и поэтому удержусь от всякого сравнения с этими исполинами дендизма и франтовства, но заключу тем, что искусство одеваться Чаадаев возвел почти на степень исторического значения"17.
Постепенно мужской аристократический костюм, как повседневный, так и нарядный, приближался к новому буржуазному идеалу. Следует отметить, что на протяжении всего последующего века, мужской костюм, развиваясь под воздействием иных социальных установок, в большей степени опережал стилистические изменения, происходившие в женской моде, и к