Ви є тут

Русская идея как фактор социокультурного развития России

Автор: 
Андреева Юлия Юрьевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
269986
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание.
Введение.................................................................................................................4
Глава I. Социокультурное развитие духовной жизни и этнос.................................................................18
1.1. Этнокультурная идентификация социума................................................................................18
1.2. Культура этноса как основа его идентичности.........................................................................40
1.3. Идеи и идеологии как факторы социокультурного развития..............................................................72
Глава II. «Русская идея» как модель духовной жизни российского социума
2.1. Системное социокультурное строение «Русской идеи»...................................................................101
2.2. Эмпирические исследования этнокультурных особенностей общественнодуховной практики россиян в аспекте модели «Русской идеи»...............122
Заключение.............................................................165
Список использованных источников.........................................................................................171
Приложение 1. Современная этнокультурная ситуация в России...............................................................189
Приложение 2. Этнокультурная идентичность (понятийный аппарат)........195
Приложение 3. Национальный состав России ............................200
Приложение 4. Индикаторы этнической самоидентификации.................203
Приложение 5. Результаты исследований характера русских..............205
Приложение 6. Классификация качеств личности русских..................206
Приложение 7. Списки характерных качеств русских, выявленных
американскими исследователями............................................................................................210
Приложение 8. Содержание опросника «Ца п юсшые пред* ючгения россиян».213
Приложение 9. Осознанный выбор общечеловеческих ценностей............214
Приложение 10. Ценностные предпочтения людей различных возрастов
«глазами респондентов»...................................................................................................215
Приложение 11. Символичные фигуры - национальные архетипы................................................................217
Приложение 12. Разновидности аспектов и функций жизнедеятельности
человека / социума и идеологии...........................................................................................219
Приложение 13. Партии конца XIX - начала XX веков........................................................................220
3
Приложение 14. Идеологические концепты русских философов..............222
Приложение 15. Языческая и православная модели духовной жизни 224
Приложение 16. Таинство елеосвящения и Вселенские Соборы..............229
Приложение 17. История России в датах............................... 235
Приложение 18. «Экология» в различных науках..........................242
23
единой универсальной системы, сохраняющей своеобразие как простых форм социума (племя, народность), так и более сложных образований (этнос, суперэтнос, народ), способной к самоидентификации и защите собственной интересов и уникальности.
Считается, что большинство наций современного мира относятся к общностям с незавершенным нациогенезом; они полиэтничны по своей внутренней структуре, включают различные субэтносы. К данным общностям также относят и Россию [81].
Таким образом, возникает необходимость рассмотрения процессов возникновения и становления этноса, субэтноса и нации как ступеней настоящего и будущего социокультурного развития России.
Возникновение нации исторически принято связывать со становлением капитализма, ликвидацией феодальной раздробленности; распространением грамотности и литературы на родном языке, укреплением этнического самосознания, созданием государственности.
Существует 2 подхода к рассмотрению нации:
1. в гражданском смысле, гражданская нация или нация-государство;
2. нация в этническом смысле (этническая нация или этнонация, т.е. народ как многонациональная общность).
Соответственно, существует 2 взгляда на определение нации России:
1. Западники считают, что нация - это социально-политическая категория и должна рассматриваться как сограждансгво всех (независимо от национальностей). Россия - российская нация, под которой понимается совокупность всех народов, этносов и национальностей, проживающих в стране. Эта нация пока окончательно не сформировалась и находится в неком промежуточном состоянии своего нациогенеза. Нация - государство.
2. Самобытники считают, что нация - это народ, народы, составляющие мононациональные общности. Согласно их воззрениям можно говорить о русской нации, татарской и т.д., и т.п., но никак не о российской.
24
Определение национальности, его критерии также во многом отражают, по мнению Сикевич З.В. [192; 74-76], степень этноцентризма как самого государства («пятый пункт»), так и его граждан (наличие или отсутствие этнической комплиментариости «по крови»).
В Конституции Российской Федерации используется и закреплено понятие «многонациональный народ России» (например, многонациональный состав РСФСР (приложение № 3)) как эквивалент отвечающий международным нормам понятия «российская нация» [98-99].
В данном исследовании нация предстает как государственная этнонация, социокультурная предопределенность той или иной общности. Нация - это этнокультура социума. В связи, с чем необходимо более подробно рассмотреть происхождение и формирование культуры этнического общежития. Происхождение человека научно не доказано, в связи, с чем существует множество концепций и взглядов на его предназначение и место в обществе. В связи с чем, существует и целый ряд концепций и взглядов на предназначении и первопричины образования культуры этноса. Обозначим некоторые из них.
Пространство и время, на наш взгляд, - константы образующие этносы, нации и расы. Пространство - это окружение: ландшафтное и этническое, своеобразно взаимодействующие с космосом. Ландшафтное окружение, как результат такого взаимодействия, влияет на формы хозяйства, экономический уклад данного этноса, определяет его возможности и перспективы. А вид и характер занятий, их география, связи с соседями, дружеские или враждебные, влияют на характер создаваемой культуры общежития.
Время необратимо, научно-технический прогресс и его ритмы, соответствующие данной эпохе, являются также одной из мер контактов.
Все вместе взятое порождает психологические типы, ритмы, стереотипы. Пассионарное поле (от лат. ргдою - страсть) при восприятии нечто нового, непривычного оформляется в социальный институт: общину, объединение, различные общественно-политические движения.