Ви є тут

Интернет как фактор социокультурного развития российского общества

Автор: 
Рягузова Татьяна Валерьевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
270528
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.............................................................3
Глава 1: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕРНЕТА С
ПОЗИЦИЙ ПАРАДИГМ СОЦИОЛОГИИ..........................................20
1.1 .Веберианский анализ рациональности и ею применение для исследования Интернета как социокультурного фактора коммуникационных процессов в российском обществе..................................................20
1.2. Марксистская традиция и ее применение в целях исследования......41
1.3. Критика технократического направления социологической мысли.....51
1.4. Фрейдистская традиция и ее применение для анализа Интернета как социокультурного фактора коммуникационных процессов в российском обществе .....................................................................58
1.5. Феноменологическая парадигма и рассмотрение Интернета как
социокультурного фактора коммуникационных процессов..................69
Глава 2: ИНТЕРНЕТ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФАКТОР ПРОЦЕССОВ
КОММУНИКАЦИИ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ...................................79
2. 1. Виртуальные общины и их роль в коммуникационных процессах в российском обществе..................................................79
2.2. Коммуникационная есть Фидонет как альтернативный источник межличностной и межгрупповой коммуникации в российском обществе 103
2.3. Особенности коммуникации в российской сетевой субкультуре......112
2.4. Влияние Интернета на современную российскую журналистику.......120
2.5. Роль Интернет-коммуникации в определении места России в мире...136
Заключение.........................................................145
Источники на английском языке:......................................155
Источники на русском языке:.........................................155
Литература на английском языке:.....................................157
Литература на русском языке:........................................164
3
Введение
«Влияние этой первой по-настоящему всемирной информационной системы, парадоксально сочетающей свободу и бесплатность доступа с колоссальным коммерческим потенциалом, не ограничится компьютерной индустрией, а изменит, в конечном счете, жизнь каждого жителя планеты...»
Дмитрий Кирсанов, автор книги «Веб-дизайн»!
В течение прошедшего столетия мы являлись свидетелями гигантской революции в области коммуникации, революции, которая трансформировала сферу общественного взаимодействия, превратив ее из арены для выступлений элиты в массовую сферу общения, не зависимую ни от расстояний, ни от национальности, ни от дохода и других подобных ограничений. По мере развития коммуникационных средств и технологий их применение становится все более массовым, вовлекая в свою орбиту все большое количество пользователей не только в какой-либо одной стране, но и но всему миру.
В общественных процессах современного общества все более значительную роль играет коммуникация. Это обусловлено тем, что индустриальное общество хотя еще и не полностью сменилось обществом информационным или обществом знания, однако последнее уже как бы наложилось на него. Мы продолжаем жить, пользуясь материальным благополучием, возникающим в результате промышленного производства, однако то, как именно мы живем, да и само промышленное
' Дмитрий Кирсанов, Веб-дизайн. С.-Пб., 1999, стр. I)
15
Автор выделяет следующие основные положения, выносимые на защиту:
В процессе коммуникации виртуальные сообщества формируют особую сетевую культуру, при этом Интернет сам по себе сочетает черты рационализма и иррационализма, и поэтому исследование Интернет-коммуникации требует комплексного, интегрального подхода, совмещающего крупнейшие социологические парадигмы - веберианство, марксизм, неомарксизм, дюркгеймовский подход, фрейдизм и теории глобализации и макдональдизации.
- В силу специфики механизма формирования иерархических связей в Сеги и в реальной жизни манипуляции общественным мнением в Сети имеют гораздо меньше шансов на успех, чем манипуляции с помощью телевидения и российских СМИ, стремящихся к монополизации информационного пространства страны.
- В Иитернет-коммуиикации нет ограничений, существующих в реальных обществах, нет жестких идеалов, критериев оценки, стратегий действий и т.н. Люди объединяются (или наоборот расходятся) основываясь исключительно на взаимных интересах, и поэтому Интернет-общение по сравнению с обычным представляется более демократичным и менее стереогипизированным.
- Степень социальной мобильности в Интернете гораздо выше, чем в современном российском обществе ищеликом зависит от самого человека.
Интернет-коммуникация способствует оптимизации принятия решений, рационализации производства и потребления, а также рационализации образования, воспитания и работы.
Интернет, являясь неотъемлемым инструментом процесса глобализации, стимулирует развитие коммуникации на новом уровне - глобальном, что
16
способствует универсализации культуры общения, при этом содействуя развитию местных культур путем их представления во всемирной паутине.
Интернет коренным образом преобразил журналистику, создав новый феномен - сетевую журналистику, среди достоинств которой следует выделить оперативность подачи материала, а среди недостатков - непроверенность фактов и отсутствие глубоких аналитических суждений.
В эпоху, когда определяющими факторами мощи государства являются технологические достижения и их применение, для России становится актуальным преодоление отставания от Запала в плане развития Интернет-коммуникации на всех уровнях.
Идеи и материалы диссертационной работы апробированы в ходе преподавания курса Интернет-технологии на факультете международной журналистики МГИМО (У) МИД РФ. Основные выводы диссертации апробированы в сообщениях и докладах на Горчаковских чтениях (Москва, 2000), на конференции Интсриет-тсхнологии для вашего бизнеса (март 2001), в публикациях по теме исследования.
Цели и задачи исследования определили следующую сто у ктуру работы: диссертация состоит из Введения. Главы 1, Главы 2. Заключения. Приложении, содержащих схемы и таблицы, и Списка использованной литературы и источников.
Во Введении обосновывается актуальность избранной темы, раскрывается ее новизна, формулируется гипотеза, основные цели и задачи исследования, определяется практическая значимость и апробация работы.