Ви є тут

Ментальная идентификация в процессе формирования гражданского общества в России

Автор: 
Райкин Сергей Васильевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
270841
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение............................................................3
Глава 1. Социологический статус категории и сущности ментальной
идентификации российского общества.......................23
Глава 2. Влияние трансформационных изменений в обществе на
качество и содержание его ментальности...................45
Глава 3. Ментальность в системе общественного мнения как
социального института: мировоззренческая и идеологическая функция..................................................72
Глава 4. Ментальная идентичность как элемент социальной
идентификации общества...................................95
Заключение................................;........................112
Библиография.......................................................117
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. При анализе современной глобальной трансформации современного российского общества имеет место весьма своеобразная ситуация, обусловленная как неодносложностью самих социально-экономических и политических процессов, так и неоднозначностью, порой случайностью, исходных методологических установок данного анализа. В одном случае трансформационные изменения характеризуются в контексте системного кризиса, в другом случае - как явления переходного состояния общества и, наконец, как приобщение к неким универсальным социальным ценностям, характерным для развитого общественного порядка, сложившегося и функционирующего в основном в Западной Европе и Соединенных Штатах Америки. Причем все это рассматривается как преодоление коммунистического прошлого, основанного на принципах социального равенства и плановой экономики в их брежневско-сталинской интерпретации.
Подобная теория и методология обусловила ряд тупиковых ситуаций в становлении социологического знания, которое вольно или невольно втиснуто в прежние мировоззренческие стереотипы. Методология своего рода “преодоления” и “догонялок” цивилизованных государств не ориентирует па получение адекватных научных представлений по социальным проблемам современного российского общества. И не только но причине идеологической предвзятости и политико-партийной ангажированности данной методологии, но и в силу ее узости и негибкости, ориентированности на уже сложившиеся стереотипы и модели. Реальная социальная жизнь является в этом случае чем-то вторичным, производным, второсортным, и основные функции ее субъектов характеризуются в основном с точки зрения их соответствия или несоответствия существующим моделям.
3
государства и социальной организации элитных слоев. Оно характеризуется как величина самодостаточная и самостоятельная, существующая наряду с государством и к нему несводимая. Таких работ за последние годы становится все больше и больше. Можно назвать некоторых авторов данных работ. Это Б.Грушин, Ю.Левада, Т.Заславская, В.Семенов, Ж.Тощеико, Ю.Волков, В.Ядов, О.Шкаратан, В.Радасв, В.Ташлин, М.Рац, М.Ойзерман,
A.Богатуров, М.Кожокин, Н.Шмелев и др. Указанные авторы не уделяют специального внимания проблемам ментальности общества как носителя и субъекта данной ментальности. Общество характеризуется преимущественно как социологическая или социально-экономическая категория, уровень и механизм воспроизводства социальных отношений определенного уровня. Причем внимание фиксируется на качествах субъектности общества как носителя отношений власти, собственности, определенных идейномировоззренческих установок.
Эти публикации определенным образом воспроизводят традиции основоположников отечественной социально-экономической и философской мысли, таких как П.Сорокин, Н.Бердяев, Г.Шпет, К.Данилевский, А.Карелин,
B.Соловьев, П.Новгородцев, И.Ильин, И.Солоневич и др. В работах этих авторов проблемы ментальности российского общества рассматриваются в основном под углом зрения последствий октябрьского государственного переворота 1917 года. Главное внимание обычно отводится идейному брожению и групповым социально-психологическим комплексам и стереотипам различных слоев общества, в первую очередь интеллигенции. Интеллигенция характеризуется одновременно и как двигатель и участник революционных событий, и как их основная жертва. Эта литература больше тяготеет к философской публицистике, чем к научному социологическому анализу. Глубину выводов нередко подменяет чисто литературная метафоричность и образность. Явно не способствует научной объективности
11
то, что сами авторы были участниками анализируемых событий. Тем не менее эти материалы являются уникальными социологическими документами, полученными, если так можно сказать, методом включенного наблюдения. Описание психологических, политико-ментальных состояний российской интеллигенции дает существенный теоретико-методологический материал для исследования других категорий населения. Тем более в современных условиях интеллигенция опять оказалась в центре общественного внимания и научного интереса, когда о ней заговорили как об исчезающем традиционном среднем слое, на замену которому якобы приходит новый средний слой со своими, весьма специфическими, ментальными установками.
В меньшей степени отмеченные авторы уделяли внимание идеологии, ментальности и психологии крестьянства и рабочего класса. Правда, этим слоям посвящены публикации других авторов, в частности, П.Симуша,
В.Здравомыслова, В.Виноградского, Ю.Арутюняна, В.Островского, П.Великого, А.Кауфмана, Ф.Бара, В.Данилова, С.Булгакова, А.Боролоева, П.Смирнова, Т.Шанина, И.Беляева и др. В основном это публикации по крестьянской психологии и ментальности. Они имеют определенное преимущество относительно работ по психологии интеллигенции прежде всего но причине специального социологического изучения проблемы, основанного на оригинальных социологических исследованиях. Если теоретики интеллигенции в основном исходили из этической стороны вопроса, то есть осуждали и развенчивали интеллигенцию за ее радикализм и беспочвенность, то указанные авторы свои выводы сделали путем непредвзятого научного анализа.
Исследование и соединение в общем контексте публикаций но ментальности интеллигенции, крестьянства и рабочего класса, а это подавляющая часть общества, позволяет составить своего рода коллективный социально-ментальный портрет российского социума с учетом особенностей
12