Ви є тут

Теоретические основы становления ритмической культуры музыканта : Начальный этап профессиональной подготовки

Автор: 
Ефремова Нина Ивановна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
272452
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................... 3
Глава 1. НЕКОТОРЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОРИТМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ..................................... 13
1.1. Учение Э. Жак-Далькроза и его значение для формирования-развития основ профессионального мышления музыканта в области ритма.................................................... 13
1.2. Современные взгляды на формирование-развитие музыкально-ритмических способностей и навыков................. 40
Глава 2. РИТМО-ИНТОНАЦИЯ КАК СТРУКТУРНОСЕМАНТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕКСТА 67
2.1. Содержательная и формообразующая роль ритма в учении
об интонационной природе музыки................................ 67
2.2. Семантическая основа ритмо-интонационности
в музыкальных жанрах........................................... 96
2.3. Структурообразующее значение ритмических факторов
в исполнительском интонировании............................ 117
Глава 3. МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: НОВОЕ ПОНИМАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В ОБУЧЕНИИ МУЗЫКАНТА......................................... 137
3.1. Поиски путей целенаправленного ритмического воспитания музыканта в современной практике............................. 137
3.2. Ритмо-интонационная творческая деятельность
начинающего музыканта как предмет специального развития.... 170
Заключение............................................... 189
Список литературы........................................ 194
Приложения................................................ 222
3
ВВЕДЕНИЕ
Возрождение и развитие духовной культуры российского общества самым непосредственным образом связаны с Искусством— повышением его удельного веса в общественной жизни, проникновением в различные социальные слои населения, достижением художественной воспитанности и компетентности подрастающего поколения.
Распространение и укрепление социальных позиций академической музыки и музыкального образования — наиболее эффективный, всеобщий путь решения этих проблем в условиях, когда современная музыкально-звуковая среда, повседневно окружающая человека, все более и более отдаляется от духовной сущности Искусства.
Между тем в России прошедшего XX века были созданы достаточно благоприятные условия для расширения пространства бытования музыкального искусства, несущего богатейшее художественное, эстетическое, в конечном счете — духовное содержание. Создана разветвленная база функционирования и развития исполнительского искусства в двух взаимосвязанных ветвях — профессиональной и любительской: трехзвенная система музыкального образования, основанная на прогрессивных идеях выдающихся русских музыкантов.
Однако в сложившейся практике музыкального образования и исполнительства до сих пор сохраняется ряд укоренившихся трудностей и нерешенных проблем, существенно снижающих значимость обучения музыкальноисполнительскому искусству в культурной жизни общества и деятельности музыкальных учебных заведений разных уровней. Эти трудности в значительной мере проистекают от недостаточной изученности некоторых, весьма важных вопросов природы и путей формирования-развития основополагающих сторон культуры музыкальной деятельности.
24
этому у Э. Жак-Далькроза, как об этом пишет Н. Г. Александрова, существовало множество упражнений на бег и ходьбу, так как все эти упражнения формируют, прежде всего, различительную чувствительность к временным, силовым, пространственным характеристикам соответствующих движений. А это значит, что формируются и развиваются структуры, в которых репрезентированы разные параметры движений и управляющие ими аффсрента-ции (чувствования). В этом случае вполне можно говорить о важнейшей роли сознания в управлении движениями, то есть иначе говоря, о когнитивно-двигательном развитии учащихся в системе ритмического воспитания Э. Жак-Далькроза.
Ритмичность и порядок во всех действиях, в сознании, в окружающей жизни — высшая цель системы музыкально-ритмического воспитания великого ритмиста, которая, по нашему мнению, реализует принцип самоорганизации, то есть явления, изучаемого синергетикой.
Заметим попутно: подтверждение его мысли о том, что ритмически ор-1*анизованнос движение, в свою очередь, становится важным обучающим фактором, оказывающим большое влияние на характер восприятия музыки, на претворение ее образной сферы, мы находим гораздо позднее у многих отечественных музыкантов-педагогов и методистов Г. Г. Нейгауза, Г. П. Прокофьева, Л. А. Баренбойма, М. М. Берлянчика, О. Ф. Шульпякова, И. Т. Назарова и других.
Э. Жак-Далькроз обладал редким педагогическим даром — исключительной способностью тонко чувствовать природу и индивидуальнотворческие, а также психофизиологические и психологические особенности каждого из своих воспитанников. Ему было свойственно предвидеть единственно верный, индивидуально-неповторимый путь развития каждого музыкального дарования.
25
В «Шести лекциях» Э. Жак-Далькроза разработано положение об управлении двигательной деятельностью воспитанников двумя способами: 1) посредством словесных сигналов и 2) при помощи наглядного показа педагога. Второй способ для начинающих очень важен, поскольку маленького ребенка можно многому научить путем подражания. Но и первый способ, когда преподаватель не показывает упражнение, а только кратко и точно описывает его, также весьма ценен. Тем более что сознательность движений вполне достигается только тогда, когда они становятся словесно управляемыми. Однако следует иметь в виду, что в детском возрасте слово лишь постепенно приобретает управляющую функцию. На первых же этапах развития ребенка оно в полной мере еще ею не обладает.
Профессионализм, удивительная одухотворенность и артистизм, с которыми Э. Жак-Далькроз вел занятия, неизменно сочетались в его деятельности с высокой внутренней культурой. Это создавало в основанном им Институте ритма атмосферу высокой художественной требовательности, творческого подъема, неустанного поиска. Можно считать, что идеи великого ритмиста о воспитании посредством ритмической гимнастики гармонично развитого, красивого и душой и телом молодого поколения вполне созвучны концепции современной гуманистической психологии с ее философско-эстетическими установками на неповторимость, уникальность индивидуума, на осознание самоценности творческой личности. Для подтверждения сказанного приведем ряд высказываний Жак-Далькроза. «Развивая и совершенствуя орган, управляющий механизмом движения, — говорил он, — мы совершенствуем всю нашу духовную жизнь, подымаем ее на высшую ступень». «Цель воспитания — создать действительную гармонию...... И, наконец, исключительно важное с концептуальной точки зрения: «Цель искусства заключается не только в одном создании художественных произведений, но и