Ви є тут

Социальные основы местного самоуправления в крупном городе

Автор: 
Антонова Ольга Викторовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
272536
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.................................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические проблемы социальных основ местного
самоуправления в крупном городе........................................17
§ 1. Понятие социальных основ местного самоуправления...............17
§ 2. Учёт особенностей социальной структуры города в организации местного
самоуправления......................................................37
§ 3. Социальные условия развития местного самоуправления в крупном
городе..............................................................61
Глава II. Город как корпорация жителей..................................80
§ 1. Социально-корпоративная организация местного самоуправления в
крупном городе......................................................80
§ 2 Инновационные модели и технологии социально-корпоративной
организации местного самоуправления.................................99
§ 3. Корпоративная культура, как продукт социальной организации местного
самоуправления.....................................................120
Заключение.............................................................144
Библиографический список использованной литературы.....................155
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Результаты социологического исследования «Социальные
особенности местного самоуправления в г. Пензе»........................176
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Результаты социологического исследования «Отношение
' *
жителей Пензы к организации товариществ собственников жилья»...........210
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Результаты социологического исследования «Отношение жителей Пензы к коммерческой деятельности товариществ собственников
жилья».....................................!...........................213
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Результаты социологического исследования «Отношение жителей Пензы к депутатам Пензенской городской Думы»...................217
3
Введение
Актуальность исследования социальных основ местного самоуправления в крупном городе обусловлена необходимостью концептуального обоснования новой парадигмы управления крупным городом в условиях самоуправления.
Города в истории Руси, а затем и России играли огромную роль. Они являлись центрами социальной инициативы и политического развития, очагами культуры и военными форг-постами. Города цементировали систему территориального управления населением и хозяйством, размещённым на колоссальных географических пространствах.
В насыщенном событиями XX веке российское общество пережило несколько войн, политических, технологических и социальных революций. Войны и революции существенно изменили систему и формы
пространственного размещения населения, преобладающий род занятий людей, потребовали качественных преобразований территориального управления. Роль городов значительно выросла. Механизмы регулирования жизнедеятельности городских сообществ становятся моделью развития процессов, протекающих в современном российском обществе.
Начало 90-х годов XX века в России отмечается становлением местного самоуправления. На фоне изменений, происходящих в городах и сёлах в процессе становления местного самоуправления - правовых, политических, идеологических, экономических, организационных, психологических -протекают глубинные социальные изменения, значение которых до конца не осознаётся.
Новая парадигма управления крупным городом в условиях самоуправления предполагает переход от административных методов управления к вовлечению жителей города в управленческие процессы. В настоящее время на федеральном уровне разрабатываются правовые, финансовые, организационные основы местного самоуправления. Однако, до
20
понятие иные территории. В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ему не дано прямого определения. Однако на основе некоторых статей (1, 12 и др.) можно заключить, что под термином «иная территория» следует понимать часть территории поселения, на которой расположено несколько поселений, а также иную населённую территорию, к которой, видимо, можно отнести и территории кочевий.
Основной Закон, наряду с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предпочтение отдаёт поселенческому принципу, тем самым, поощряя осуществление местного самоуправления в пределах городских и сельских поселений. В части 1 статьи 12 Федерального закона установлено, что «... население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления...».
Установив два основных принципа, Федеральный закон дал большую свободу в определении территориальной основы местного самоуправления. Установление территории муниципальных образований на основе Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ с учётом исторических и иных местных традиций. Таким образом, федеральный законодатель, не вводя определённых критериев, решение вопроса об установлении границ муниципальных образований «доверил» органам государственной власти субъектов Российской Федерации». [71, 15-16].
Следует отмстить, что в статье 6 базового Закона законодатель вводит ограничение свободы орі-анов государственной власти субъектов РФ, «привязав» его к предметам ведения, объектам муниципальной собственности, источникам доходов местных бюджетов. «В случае, если в границах территории муниципального образования (за исключением города) имеются другие муниципальные образования, предметы ведения муниципальных
21
образований, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов разграничиваются законом субъектов Российской Федерации, а в отношении внутригородских муниципальных образований -уставом города». [3, ст. 6].
O.E. Кутафин и В.И. Фадеев рассматривают территориальные основы местного самоуправления в институциональном аспекте с позиций муниципального права. «Территориальные основы местного самоуправления как институт муниципального права представляют собой совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих и регулирующих территориальную организацию местного самоуправления: формирование и состав территории муниципального образования, границы территории муниципального образования, порядок их установления и изменения». [134, 222].
Авторы выделяют шесть принципов, офаничивающих самостоятельность субъектов РФ в определении территориальных основ местного самоуправления.
1. Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городах, сельских поселениях и иных территориях.
2. Население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.
3. Обеспечение экономических и организационных условий для осуществления местного самоуправления.
4. Обеспечение целостности территории муниципального образования.
5. Обязательный учёт мнения и интересов населения, проживающего на соответствующей территории.
6. Учёт исторических, социально-этнических и иных местных традиций.
Проведённый анализ позволяет сделать вывод о том, что под территориальными основами местного самоуправления понимается территория,