Ви є тут

Адресная социальная помощь : Социологический анализ; на материалах Республики Мордовия

Автор: 
Девяткина Елена Николаевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2003
Артикул:
273083
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы
к исследованию адресной социальной помощи...........................17
1.1. Теоретические концепции адресной социальной помощи.............17
1.2. Модели адресной социальной помощи..............................48
Глава 2. Социологический анализ целерациональной деятельности адресной социальной помощи..........................................76
2.1 Социологический анализ практики оказания адресной
социальной помощи в РМ..............................................76
2.2. Целерациональная деятельность в системе социальной
защиты населения...................................................106
Заключение.........................................................136
Литература.........................................................141
Приложение.........................................................162
Введение
Актуальность темы исследования. Потребность исследования адресной социальной помощи как особой целерациональной деятельности обусловлена реформированием экономики, последствиями преобразования нашего общества, а также институциализацией социальной работы, ставшей феноменом цивилизованного общества. Практика перестройки экономических отношений показала, что этот процесс не может осуществляться в отрыве от изменений в социальной сфере.
В России в условиях отсутствия однозначной позитивной динамики в экономической, правовой, социальной, демографической и иных сферах продолжается интенсивный процесс «раздробления» прежнего наследства. В результате складывается противоречивая структура общества, где одни непомерно вознесены, а другие не привлечены и забыты. Происходит реанимация культурных стереотипов, характерных лишь для ушедших в историю, архаичных форм взаимоотношений. В условиях депопуляции идет расширенный процесс появления «лишних людей»: маргиналов,
алкоголиков, наркоманов, инвалидов, детей-сирот, бездомных - в целом происходит существенный рост числа людей, нуждающихся в поддержке и защите. Специалист по социальной работе Е.И. Холостова предупреждает о возможности создания барьеров между униженной и нуждающейся частью общества и обществом в целом [191,334]. Связи между людьми становятся механическими, эфемерными; в обществе отсутствуют скрепляющие его идеи. В таких условиях жизненно необходимо для общества найти пути, ведущие его к единению. Единение невозможно, если нуждающиеся в поддержке и защите люди не получат необходимую помощь. Поэтому далеко не случайно то, что деятельность системы социальной защиты в России считается все более и более актуальной.
В свою очередь обострились проблемы социальной помощи, так как после отмены государственного планирования различных сторон жизнедеятельности общества человек со своими проблемами оставлен на произвол рыночной стихии. Государство в условиях бюджетного дефицита,
18
жизнедеятельности [164, 10].
Термин «адресная социальная помощь» по своему значению очень близок к понятиям «индивидуальная помощь», «пособие по нуждаемости», «пособие по малообеспеченное™», к термину «таргетирование помощи» (предоставление ее сирого целевым группам).
Рассматривая теоретические основы адресной социальной помощи, мы постараемся выявить общие закономерности в ее развитии и черты, которые должны быть присущи современной системе адресной социальной помощи, выделить этапы в становление адресной социальной помощи как системы.
Своими корнями социальная помощь уходит в глубокую древность, когда отдельные лица и различные группы людей вынуждены были кормить и одевать нуждающихся. Эта помощь носила примитивный характер, не была организованной, регулярной и оказывалась в основном в хозяйственной сфере. Зарождение в первобытном обществе простейших форм поддержки друг друга свидетельствуют о том, что помощь первоначально была адресована конкретному человеку, который находится в нужде, и эта помощь не носила постоянный характер, а была лишь разовой. Другим важным аспектом в поддержки является, насколько нуждающийся в помощи человек социально значим для общины, он должен был быть для нее «своим», и какую пользу он может принести в дальнейшем.
Таким образом, мы можем говорить о том, что это первый этап в становлении адресной социальной помощи. Она осуществлялась на уровне взаимосвязи бессознательного с сознательным, на уровне инстинкта, хотя был определен объект помощи и критерии оказания: нужда и социальная значимость для общины и злоупотребить такой помощью было нельзя.
С появлением излишков продуктов на стадии родового общества
19
происходит их распределение между членами рода. В это время начинает выделяться субъект помощи и принципы регулирования дарообмена. Впервые выделение данного явления из многих сфер человеческой жизни происходит в Древней Греции. Там же зарождается понятие «филантропия», первоначально означавшее божественную благосклонность, но спустя некоторое время стало употребляться и как любое доброжелательное отношение одного человека к другому [105, 137].
В литературе этого времени повествуется об уважительных отношениях, о сострадании, помощи в беде, гостеприимстве, сохранении ценностей, дружественности. Аристотель, рассматривая «дружественность как разновидность добродетелей человека, указывает' на человеколюбие как его природное свойство» [8, 219]. Человек оказывает помощь другому человеку в процессе межличностного взаимодействия. Анализируя поступки бедных, Аристотель указывает на то, что помимо альтруистическою начала в помощи прослеживаются и негативные элементы, такие как использование ее не по назначению. Переходя на новый виток развития, меняются отношения взаимопомощи. Перераспределение излишков продуктов приводит к тому, что расширяется круг получателей помощи, но становятся размытыми критерии ее предоставления, что позволяет использовать помощь не по назначению. Сострадание, помощь в беде становятся добродетелями, а не социальной функцией общины.
Сострадательное отношение к бедным и увечным, различные простейшие формы благотворительности, главным образом - раздача пищи и одежды входили в обычаи восточных славян.
М.В. Фирсов выделяет четыре формы защиты и поддержки у древних славянских племен:
1. Культовые формы поддержки с различными сакральными атрибутами;