Ви є тут

Александр Козенс : Творческая биография, художественное и теоретическое наследие

Автор: 
Ходаковский Евгений Валентинович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
274704
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Введение....................................................................2
Историография..............................................................12
Глава I. ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ..............................................32
Россия и Англия. 1717-1745 .............................................32
Рим. 1745-1746..........................................................42
Англия. 1746-1786.......................................................48
Глава II. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ..........................................72
1. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.............................73
2. Галерея Тейт, Лондон.................................................76
3. Британский музей, Лондон.............................................78
4. Галерея Уитворт, Манчестер...........................................79
5. Йельский центр Британского искусства.................................80
Глава III. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ..........................................83
1.Теория пейзажа...........................................................88
«Римский альбом набросков»..............................................88
«Опыт для облегчения изобретения пейзажей»..............................91
«Различные типы ландшафта в природе»...................................105
«Форма, структура и листа тридцати двух видов деревьев»................114
«Новый метод...».......................................................119
Козенс и Королевская Академия.............................................147
Идея проекта «Нравственность»..........................................147
«Принципы красоты, касающиеся изображения человеческой головы».........153
Заключение. Козенс и европейское искусство Х1Х-ХХ вв......................167
Литература................................................................181
ПРИЛОЖЕНИЕ................................................................191
I. Сочинения Александра Козенса по теории создания пейзажных композиций 191
«Опыт для облегчения изобретения пейзажей».............................191
«Различные типы ландшафта в природе»...................................194
«Форма, структура и листва тридцати двух видов деревьев»...............195
«Новый метод...» ......................................................196
II. Произведения Александра Козенса. выставлявшиеся в 1760-1781 гг........218
III. Основные даты творческой биографии Александра Козенса................220
2
ВВЕДЕНИЕ
Янглийского мастера пейзажной графики Александра Козенса (1717-1786) без преувеличения можно назвать одним из самых оригинальных художников в истории европейского искусства Нового времени. Его обширное наследие включает в себя несколько сотен рисунков и ряд теоретических сочинений, посвященных, главным образом, принципам рисования пейзажных композиций. Наибольшую известность Козенс снискал своими причудливыми черными «пятнами»: набросав на листе бумаги быстрыми движениями кисти произвольную абстракцию, Александр распознавал в этом хаотичном эскизе «намеки» на общую структуру будущей картины и, следуя воображению, постепенно превращал беспорядочные формы в законченное произведение. Поскольку Козенс всю жизнь занимался преподаванием, он применял подобный «метод пятен» (blotting) в своей учебной практике начиная с 1750-х гг. и до конца жизни, считая его паи лучшим средством активизации фантазии и художественной изобретательности.
Благодаря столь мастерской манере использования Козенсом контраста черной краски и белой бумаги, его произведения зачастую сравнивают с китайскими пейзажами: «Работавшие в этой манере художники с бесконечной виртуозностью достигали тончайших живописных нюансов, переходя от еле уловимых серебристых тонов, обозначающих дали, к черным и смелым мазкам и пятнам туши, обозначающим скалы или деревья первого плана. Подобная монохромная живопись создавала впечатление необычайного единства и цельности пейзажа»1. В «пятнах» Александра можно усмотреть множество и других
1 Виноградова Н А. Китайская пейзажная живопись. М., 1972. С. 19-20.
Историография
20
пейзажи вдохновленными видениями» с унаследованным от Лоррена
чувством композиционного равновесия1.
* * *
Изыскания о творчесхой биографии, художественном и теоретическом наследии Александра Козенса, проведенные в первой половине XX века, создали прочное основание для полномасштабного монографического исследования, даже несмотря на то, что журнальные статьи и аннотации в каталогах были посвящены локальным проблемам и носили разрозненный характер. Первое отдельное издание, целиком посвященное Александру Козенсу, появилось вскоре после окончания Второй мировой войны и принадлежит перу П. Оппе. С 5 октября по 5 ноября 1946 г. в Галерее Грэйвз в Шеффилде была проведена выставка «Рисунки и живопись Александра Козенса»2, в декабре продолжившую свою работу в Галерее Тейт в Лондоне. Материал для экспозиции был собран и подготовлен на основе коллекций Э. Марша (Г. Хорна), М. Харди, Т. Гёртина. Сам П. Оппе предоставил так называемую «Книгу Прэйда» {Mackworth Praed Book) из собственного богатейшего собрания.
Каталог выставки 1946 г.3 предваряется обширной вступительной статі,ей, с полным правом претендующей на статус первого монографического исследования о Козснсе. В ней рассматриваются все стадии жизненного пути художника, его творчества и теорий. П. Оппе, не обладавший документами из российских архивов, уже тогда высказал верное предположение о годе рождения Александра (1717), основываясь на генеалогическом древе, составленном потомками художника. Далее Оппе представляет развернутую биографию мастера, упоминает «Римский альбом набросков», наброски проекта «Нравственность», изложенные в записной книжке О. Хамфри, «коллекции» пейзажных
1 Johnson Ch. English painting from the seventh century to the present day. London, 1934. P. 140.
2 Williams I. Alexander Cozens at Sheffield II The Burlington Magazine, LXXXVIII, No. 525. Dec. 1946. P. 309.
* Drawings and Paintings by Alexander Cozens. Arranged by Paul Opp<£. The Tate Gallery. London, 1946.
Историография
21
композиций, изображений небес и видов деревьев, а также «Принципы красоты, касающиеся изображения человеческой головы». Однако самый большой интерес у автора статьи вызывает трактат «Новый метод, способствующий изобретательности в рисовании самобытных пейзажных композиций». П. Оппе впервые подробно анализирует это многоплановое произведение, справедливо считая, что в нем сконцентрирована вся сущность теорий Козенса.
В 1952 г. на основе многолетней работы Оппе опубликовал книгу «Александр и Джон Роберт Козенсы»1, которая до настоящего время является одним из основополагающих и по-прежнему незаменимых источников для исследователей творчества обоих английских художников. Александру он посвящает пять глав, четко обозначая в его биографии три этапа («Россия», «Рим», «Лондон») и подразделяя его наследие на «системы» и «произведения». В Приложении Оппе помещает полный текст «Нового метода...» с сохранением оригинальной 1гумерации страниц, делая тем самым раритетную книгу доступной для широкого читателя и предоставляя возможность ознакомиться с трактатом в полном объеме.
После публикаций каталога выставки 1946 г. и монографии П. Оппе 1952 г. Александр Козенс рассматривается в одной галерее с виднейшими представителями английского искусства «золотого» XVIII столетия. Более тот, его необычное творчество начинает восприниматься как гениальное предвидение живописных открытий будущих эпох. «Современный художник ХУНТ века» - громкий заголовок статьи А. Майера, напечатанной всего лишь через год после книги П. Оппе, говорит сам за себя2. Ее автор впервые упоминает систему тестов швейцарского психиатра Германа Роршаха (1884—1922) в контексте «метода пяген» Козенса, а также характерные для модернизма принципы автоматизма и
1 Oppi A.P. Alexander and John Robert Cozens. London, 1952.
2 Mayor A. Hyatt. A Modem Artist of the Eighteenth Century // Metropolitan Museum Bulletin 12 (December 1953). P. 100-104.