Ви є тут

Труба в эпоху барокко : Инструментарий, репертуар, исполнительские традиции

Автор: 
Проскурин Сергей Георгиевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2005
Артикул:
276424
179 грн
Додати в кошик

Вміст

г
Содержание
Введение............................................................3
Глава 1. Инструментарий.............................................24
1. Вопросы систематизации и терминологии.........................24
2. Разновидности труб............................................27
3. Центры изготовления труб и ведущие мастера....................41
Глава 2. Репертуар для трубы: использование инструмента
в прикладных и вокально-хоровых жанрах.....................43
1. Прикладные жанры трубной музыки...............................43
2. Труба в духовных кантатно-ораториальных произведениях.........54
3. Труба в опере.................................................60
4. Использование трубы в вокально-инструментальных жанрах
Г. Генделя и И.С. Баха.........................................66
Глава 3. Труба в жанрах инструментальной музыки.....................72
1. Общий обзор инструментальных жанров...........................72
2. Участие трубы в формировании жанра увертюры...................77
3. Труба в жанрах инструментальной сюиты.........................84
4. Сонаты и концерты для одной и двух труб с органом или бассо коптину о....................................................92
5. Произведения для трубы, струнных и бассо коптинуо
(вторая половина XVII столетия)...............................100
6. Произведения для трубы, струнных и бассо коптинуо
(первая половина XVIII столетия)..............................118
Глава 4. Исполнительские традиции...................................132
1. Исполнительство на трубе в эпоху барокко......................132
2. Исполнение трубных партий в барочных произведениях в XIX -начале XX в.................................................145
3. Поиски и эксперименты 1930- 1960 г.г.........................148
3. Исполнительство на аутентичных инструментах..................151
4. Проблемы интерпретации и стиля...............................155
Заключение..........................................................157
Список литературы...................................................164
Иллюстрации.........................................................174
Нотные примеры......................................................194
2
ВВЕДЕНИЕ
. Актуальность темы. Процесс возрождения старинной музыки, и в пер-вую очередь музыки эпохи барокко, начавшийся в самом широком смысле еще в первой трети XIX столетия, однако получивший иной смысл и направление в первой половине столетия ХХ-го, ставил и продолжает ставить перед музыкальной наукой и практикой целый ряд сложных вопросов. Особенно У острую необходимость в их решении испытывают исполнители: стремление достичь максимально возможной адекватности интерпретации барочных произведений наталкивается на весьма специфические проблемы.
Это, во-первых, проблема выбора инструментария. Необходимо знание особенностей и разновидностей инструментов ХУН-ХУШ веков, в том числе реконструированных и одновременно приспособленных для использования в концертной практике сегодняшнего дня - другими словами, созданных в наше время, но предназначенных для исполнения старинной музыки.
Во-вторых, это проблема репертуара, хотя и не дошедшего до нас во всей своей полноте, однако представляющего все же огромный массив произведений, созданных несколькими поколениями европейских композиторов.
Третья немаловажная проблема заключается в понимании специфики различных жанров эпохи барокко, роли данного инструмента в условиях того или иного жанрового контекста, а также его функций не только в плане ху-
I
^ дожественного использования, но и во всем многообразии его бытования.
\ >
Четвертой чрезвычайно существенной проблемой является стиль эпохи
/> •
со всеми возможными нюансами: внутренней периодизацией, отличиями композиторских и исполнительских школ и традиций, различий в применении импровизации, орнаментики и т. п.
Как продолжение предыдущей возникает новая, пятая проблема, заключающаяся в определении понятия «аутентичного исполнения» в соотнесении его с восприятием современного человека и человека эпохи барокко.
3
ведениях Г. Шютца (1629) и К. Штраусса (ок. 1630) партия трубы впервые включает 16-й обертон.
Сложнейшие задачи перед исполнителями ставят «трубные арии», содержащиеся в оперных произведениях итальянских композиторов, Г. Перселла, Г. Ф. Генделя, кантатах и ораториях И. С. Баха и того же Генделя. В них, как пишет П. Л. Кюрчак, «инструмент вращался в стратосфере, в сериях нот, не входивших в обертоновый ряд, будучи испытанием на виртуозность для трубачей Венеции, Неаполя, Вены, Парижа и Лондона. Такое использование трубы композиторами во всех странах привело к тому, что в течение коротких 65 лет [1675-1740] жизнь этого инструментального стиля была исчерпана». [95, с. 19]
Значительное место в разделе об оперной и кантатно-ораториальной музыке отведено рассмотрению генделевских и баховских произведений с использованием трубы. Кроме общей характеристики и выявления особенностей в использовании инструмента, анализируются и отдельные номера, в частности, знаменитые арии «Труба вострубит» («The Trumpet Shall Sound») из «Мессии» (1742) и «Jauchzet Gott in allen Landen» («Хвалите Господа по всей земле») из кантаты В WV 51.
В третьей, самой объемной главе предметом подробного освещения становится, естественно, использование трубы в жанрах инструментальной музыки. Эта глава начинается своеобразным вступительным разделом, в котором дается картина становления жанров инструментальной музыки интересующего нас периода в связи со спецификой использования трубы, уточняется терминология («соната», «симфония», «концерт» и др.). В последующих трех разделах последовательно рассматриваются отдельные жанры.
Это, прежде всего, увертюры к некоторым кантатно-ораториальным и оперным произведениям (К. Монтеверди, Л. Сарторио, А. Страделлы, К. Паллавиччино, А. Скарлатти, Ф. Манчини, Г. и Д. Перселлов, У. Крофта, Д. Баретта, Г. Ф. Генделя), а также ансамблево-оркестровые сюиты (П. Й. Вей-
20
вановского, И. Шмельцера, Ж.-Б. Люлли, М.-Р. Делаланда, Г. Перселла, Д. Кларка, Д. Уэлдона, Д. Эклза, У. Корбетта, Г. Ф. Генделя).
Наиболее детально прослеживаются особенности использования трубы в произведениях сольного и ансамблевого репертуара (сонаты и концерты). Нами охвачены все восемнадцать сонат Д. Фантини для трубы и бассо кон-тинуо, в том числе и восемь с органом, о которых упоминает Ю. А. Усов. Далее рассматривается идущая от Фантини линия камерного репертуара, в частности немногочисленная группа сочинений для трубы с органом.
Несравненно большее количество произведений создано для трубы (или нескольких труб), струнных и бассо континуо с участием некоторых других духовых инструментов (чаще всего гобоев). Характеристика значительного числа трубных произведений для таких составов итальянских, австрийских, чешских, немецких и английских композиторов дастся в соответствии с определенными традициями и условиями их создания и исполнения.
Четвертая глава, посвященная непосредственно проблемам интерпретации, состоит из пяти разделов.
В первом из них освещается история трубного исполнительства, начиная с первых знаменитых трубачей ХУИ-ХУШ столетий и закапчивая деятельностью современных исполнителей, специализирующихся на старинной музыке. Возникновение первых центров трубного искусства связывается в этом разделе с той ролью, которую трубачи выполняли в жизни общества, укладом их цеховой организации и соответствующей иерархией. Почетность и высокооплачиваемость присваиваемых должностей и званий (полевого трубача, сержанта и т. п.) ставила трубачей в довольно высокое социальное положение. Выдвижение солистов-виртуозов, в честь которых слагались оды и заказывались портреты, было тесно связано с расцветом монархий, и не удивительно, что закат эпохи абсолютизма приводит к упадку игры кларипо.
В следующих разделах мы рассматриваем проблемы, возникшие в XIX и XX столетиях в связи с возрождением старинной музыки, характеризуем