Ви є тут

Русская школа хорового исполнительства : Традиции и современность

Автор: 
Манько Татьяна Владимировна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2006
Артикул:
276695
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................3
ГЛАВА I ТРАДИЦИИ РУССКОЙ ХОРОВОЙ ШКОЛЫ Сформирование русской хоровой школы: центры, мастера.17
2.Придворная певческая капелла и регентские классы...30
3. Синодальный хор и Синодальное училище церковного пения ...41
4. Русское хоровое исполнительство в начале XX века..57
ГЛАВА II ЭВОЛЮЦИЯ РУССКОЙ ШКОЛЫ ХОРОВОГО
ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА В XX ВЕКЕ 1 .Формирование и деятельность кафедр хорового дирижирования в Москве и Ленинграде...................70
2.Формирование и деятельность кафедр хорового дирижирования в регионах........................... 84
3. Формирование хоровых училищ мальчиков..............92
4. Исполнительские коллективы: новые тенденции.......104
ГЛАВА III СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РУССКОЙ ШКОЛЫ
ХОРОВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА 1 .Проблемы образования и воспитания современного хормейстера ;........................................ 114
2.Исполнительские коллективы: возвращение к традиции...125
3.Хоровые фестивали и конкурсы как форма реализации творческого потенциала современного хормейстера......135
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................147
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................................152
ПРИЛОЖЕНИЕ I...................................... 183
ПРИЛОЖЕНИЕ II..................................... 191
ВВЕДЕНИЕ
Русская школа хорового исполнительства - выдающееся достижение отечественной культуры. По праву ее можно определить как национальное достояние. По сравнению с другими исполнительскими школами (фортепианной, скрипичной, баянной, вокальной), составляющими предмет гордости российского искусства, она имеет несравненно большую историю, насчитывающую свыше тысячи лет, и представляет собой исконно русское явление, отличающееся от других национальных школ самобытностью.
Выявление сущности русской школы хорового исполнительства, традиций, состояния в настоящее время^о сих пор (не стало) предметом серьезных исследований. Работы, посвященные рассмотрению различных аспектов отечественной хоровой культуры, направлены на изучение особенностей древнерусских песнопений (39, 40, 346), музыкальных произведений (291, 309), творчества распевщиков (172, 253, 254, 255) и композиторов (65, 101, 137, 344). Нерешенными остались такие вопросы как специфика русской школы хорового исполнительства, ее отличие от западноевропейской, взаимодействие с другими национальными школами. Требует освещения положение: представляет ли русская хоровая школа единое явление или же в процессе всевозможных влияний на территории России сформировалось несколько школ (например, московская, санкт-петербургская, другие местные школы), в значительной степени отличающихся друг от друга.
В диссертационном исследовании осуществляется попытка ответить на поставленные вопросы в опоре на исторические сведения, изложенные в коллективном труде С. Зверевой, А. Наумова, М. Рахмановой (299 - 303), работах В. Металлова (192 - 194), И. Гарднера (48 - 51), В. Мартынова (183),
Н. Парфентьева (253 - 255), Преображенского (270), Д. Разумовского (282 -
Среди работ, изданных в последнее время, необходимо отметить методическое пособие К. Никольской-Береговской «Русская вокальнохоровая школа 1Х-ХХ веков» (207), в которой автор последовательно описывает методики обучения пению в различных русских центрах, в том числе Придворной певческой капелле и Синодальном училище церковного пения. Особое внимание автором уделяется рассмотрению принципов вокальной подготовки.
Большое значение в изучении истории становления и развития певческого дела на Руси имеют работы Н. Парфентьева (253 - 255), среди которых необходимо отметить исследование «Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российского государства ХУ1-ХУП вв» (254). В нем автор специально исследует историю деятельности средневековых музыкальных центров, их мастеров и определяет место певческого искусства в духовной культуре России. Расцвет хорового искусства он связывает с возникновением местных редакций напевов и певческих школ. Рассматривая деятельность мастеров певческого дела, Парфентьев устанавливает взаимосвязи между ними, изучает процесс формирования музыкальных центров. Исходя из принципа конкретно-исторической оценки явлений, он определяет певческое искусство Руси не просто как элемент богослужения, а, прежде всего, как музыкальную культуру русского средневекового общества, создававшуюся профессиональными мастерами. Автор вводит понятие «школа» как творческое единство, выделяя при этом местные школы: новгородскую, усольскую, московскую.
Одним из наиболее значительных трудов по истории богослужебного пения является двухтомное исследование И. Гарднера «Богослужебное пение русской православной церкви» (48 - 49). Автор рассматривает вопросы теории (сущность явления) и истории православного богослужения, определяя термины «пение» и «богослужение» как синонимы. И. Гарднер применяет термин «школа», имея в виду петербургскую и московскую
школы, представленные Придворной певческой капеллой, с одной стороны, и Синодальным хором и училищем церковного пения, с другой.
Неоценимое значение для исследователей русской церковной культуры имеет издание пятитомного труда «Русская духовная музыка в документах и материалах» - составители, авторы вступительных статей и комментариев С. Зверева, Н. Кабанова, А. Наумов, М. Рахманова (299 - 303), в котором помещены малоизвестные и труднодоступные материалы, относящиеся к периоду деятельности Синодального хора и училища церковного пения.
Кроме указанных работ учеными написан целый ряд статей и очерков, в которых осмысливаются уже установленные факты в истории развития древнерусского певческого искусства, дается общая картина музыкальной жизни России или изучаются отдельные проблемы. Большая часть исследований посвящена рассмотрению музыкальной стилистики произведений, относящихся к различным периодам развития церковнопевческой культуры. Работ, серьезно изучающих вопросы эволюции русской школы хорового исполнительства, практически не существует.
В данной главе осуществляется попытка рассмотреть процесс становления и развития хорового исполнительства на Руси, формирования и эволюции русской школы от истоков до начала XX века. Особое внимание уделяется вопросам структуры, особенностям функционирования хоров, участия в богослужениях и внебогослужебных (светских) мероприятиях, их взаимодействию и взаимовлиянию.
В истории русского хорового пения не сохранились документы, свидетельствующие о музыкальной культуре славян к моменту принятия христианства. Развитие богослужебного певческого искусства исследователи рассматривают со времен правления князя Владимира Святославовича, а затем его сына - Ярослава Мудрого. Из источников известно, что после крещения в Византии князь Владимир помимо священнослужителей привез