Ви є тут

Проблемы экологизации духовности российских школьников и пути их решения : Опыт социологического исследования в школах Новосибирска и Красноярска

Автор: 
Тенешева Галина Юрьевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2006
Артикул:
276703
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение с. 3 - 15
Глава 1. Методология и методика социологического анализа с. 16-62 экологического содержания духовности современных российских школьников §1.1. Генезис подходов к изучению духовности людей с. 16-35
§1.2. Экологическая компонента духовности человека как с. 35-45 объект и предмет социологического анализа § 1.3. Методика и инструментарий эмпирической части дне- с. 45 - 62 сертационного исследования Глава 2. Состояние и трансформации экологической состав- с. 63-124 ляющей духовности учащихся общеобразовательных школ Красноярска и Новосибирска §2.1. Антиэкологические проявления в поведении старше- с. 63 - 87 классников
§2.2. Основные факторы школьного экологического образо- с. 87 - 102 вания и воспитания
§ 2.3. Экологическая компонента смысложизненных ориента- с. 102 - 124 ций старшеклассников и целевая программа экологизации духовности школьников Заключение с. 125- 131
Список использованной литературы с. 131 - 151
4
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблемы духовности извечны. История человечества может и должна пониматься как цепь духовных поисков людей, их подвигов и поражений на духовном поприще. Она свидетельствует, что духовные проблемы социальны по своей сути, ибо от того или иного их решения (или нерешения) зависят судьбы этносов, религий, культур, социальных групп и институтов, государств и политических режимов, общественный систем и цивилизаций. В этом смысле анализ духовной проблематики всегда был и будет социально необходимым и актуальным.
Нынешняя фаза истории характеризуется экологическим кризисом, угрожающим человечеству деградацией и гибелью. Эти серьезные угрозы - плата за несовершенство духовности наших современников и их предшественников, не проявивших способности своевременно обнаруживать и решать созданные ими самими экологические проблемы. Экономическое, политическое, социокультурное и бытовое поведение многих современников ориентировано не на экологические ценности, а потому приближает экологическую катастрофу человечества. В этой связи насущной проблемой социологии стало изучение духовности и поведения людей в экологическом контексте.
Интерес к проблеме экологизации духовности возрастает под воздействием и многих других обстоятельств. Ныне научно обоснованы положения, согласно которым:
- социальная эффективность разнообразных мер, направленных на улучшение экологической ситуации, тем выше, чем теснее они связаны с экологическим сознанием и эко-нравственными ценностями людей;
- массовые экологические движения зачастую конфликтуют друг с другом в силу существенных отличий в духовности их участников;
- неразвитость экологической компоненты духовности человека негативно сказывается на его отношении не только к природе, но и обществу, другим людям и самому себе.
отличная от прочих благородством, разумностью, добродетельностью и т.п. превосходными характеристиками.
Первым выразителем такого подхода был, по всей видимости, Сократ, наставлявший своих учеников «... не о теле вашем должны вы заботиться, ни о богатстве, ни о какой другой вещи, прежде чем о душе, которая должна стать лучшей и благороднейшей; ведь не от богатства рождается добродетель, но из добродетели богатство и все прочее, что есть благо для людей, как для каждого в отдельности, так и для государства» [117, с. 20-21]. Известная формула Сократа «Познай самого себя» содержала призыв к самоанализу своей души и тела, к самоубеждению в приоритетности первой над вторым.
Платон, как известно, создал учение о существовании бестелесных форм бытия, которые он назвал «идеями» («видами»). Эти формы вечны («занебес-ны»), не возникают, не погибают, не зависят ни от пространства, ни от времени. В своей совокупности они образуют «мировую душу», связанную с телесностью всего живого (природы и людей). Душа конкретного человека заключена в темницу его тела, где пребывает до его смерти, одушевляя его, делая его общественным («политическим») животным. Тело человека - источник всех его бед - нездоровых страстей, невежества, распрей, безумия. Человек тем успешнее справляется с искусами тела, чем более одушевлен, чем развитее его душа, чем теснее она связана с мировой душой и подпитывается ею. Призыв своего учителя «познай самого себя» Платон переформулировал в наставление «заботься о своей душе» («очищай ее от скверны») [219].
Концепция душевно-телесной сущности человека наиболее последовательно выражена Р. Декартом, И. Кантом и другими дуалистами, признававшими равнозначность его материально-телесной и идеально-душевной субстанции. Главными свойствами души, по Декарту, выступает способность человека мыслить и проявлять свою волю. Кант развил декартовское понимание души человека, поставив на первое место способность личности соблюдать нравственные законы. Главным из них он признавал руководствование людьми такими правилами поведения, относительно которых действующий хочет, что-
бы они стали всеобщими. Принцип категорического императива дополняется характеристикой души сквозь призму самооценки личностью своих поступков и помыслов.
Дуалисты поставили проблему соотношения души и соматики человека. Декарт полагал, что тело и душа взаимодействуют посредством особого органа - так называемой шишковидной железы (гипофиза), описал некоторые рефлекторные акты, заложив тем самым основы поиска психосоматического взаимодействия. Но считающиеся его последователями Н. Мальбраиш, А. Гейлинкс,
В. Вундт, Т. Липпс, Г. Эббингауз, Э. Титченер и Т. Рибо расценивали психические (душевные) и физиологические процессы в качестве самостоятельных, происходящих параллельно и независимо друг от друга.
Многовековая традиция европейской науки осмысливать человека как синтез тела и души жива по сей день. Большинство нынешних психологических и психиатрических теорий связано с нею прямо или опосредованно. Речь идет о бихевиоризме и необихевиоризме, учениях 3. Фрейда, А. Адлера, К.Г. Юнга и многих других исследователей, полагающих, что изучение психики человека, отсиживающееся от его соматики, способно дать исчерпывающее знание как душевных, так и духовных качеств людей.
Третий подход к осмыслению духовности тоже обусловлен двухчастной трактовкой сущности человека, точнее, второй моделью этой трактовки. Согласно ей, человек суть единство телесного и духовного (но не душевного). В это русло укладываются многообразные теории, противоречащие друг другу по многим иным позициям, в том числе гегелевское и фейербаховскос понимание человека.
По Гегелю, человек есть, прежде всего, носитель мирового духа («абсолютной идеи», «мирового разума» или Бога), а уже потом и потому - телесности. Абсолютный дух - всеобщая основа всего сущего, предельное совершенство, неизменное и себетождественное. Он имманентно присущ каждому человеку, но не сводится к сумме духовных характеристик всех людей. Он присутст-