Ви є тут

Регламентация и сопричастность как ценностные поведенческие установки сотрудников исправительных учреждений и осужденных : сравнительный анализ

Автор: 
Зотова Карина Валерьевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2006
Артикул:
277646
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ......................................................... 3
ГЛАВА 1. Историко-методологические проблемы соотношения регламентации и сопричастности как атрибутов группового поведения
1.1. Истоки проблемы природы группового поведения в истории
90
гуманитарной мысли..............................................
1.2. Групповая регламентация и сопричастность как теоретические проблемы гуманитарной науки Х1Х-ХХ веков......................... 49
1.3. Специфика базовой модели природы и атрибутов групповой
94
регламентации и сопричастности..................................
ГЛАВА 2. Регламентация и сопричастность как ценностные поведенческие установки в местах лишения свободы
2.1. Специфика социальной среды в местах лишения свободы ... 121
2.2. Особенности эмпирического социологического исследования
139
установок группового поведения.................................. 107
Заключение.......................................................178
Список использованной литературы................................ 185
Приложения...................................................... 201
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования Исследование природы многомерных и скрытых от поверхностного взгляда установок социального поведения всегда было в фокусе гуманитарного знания. Многомерный мир взаимодействия социальных групп, постоянно воспроизводимый, обновляющийся и развиваемый усилиями социальных субъектов, становится все сложнее, и изучение ценностных установок группового поведения -важнейшая задача адаптации к его динамике.
Появление новых социальных страт, заметная трансформация классических механизмов их социального поведения, возникновение новых форм социальной кооперации, колоссальное число новых ценностей, стереотипов, брендов, межгрупповых взаимодействий - вес это прямо показывает очевидную актуальность социологического изучения ценностных установок поведения социальных групп. Соотношение сопричастности и регламентации показывает саму топологию социальности, меру добровольного присвоения людьми социальных ролей. Более того, такое соотношение служит и своеобразным, но довольно точным социологическим индикатором состояния общества в целом. Впрочем, они до сих пор редко были предметом социологического исследования; они чаще заслонялись такими понятиями, как дисциплина, ответственность, энтузиазм, групповые стигмы.
В современный период реформирования пенитенциарной системы необходимым условием повышения ее эффективности может стать только знание реальных мотивов социального поведения, данных в соотношении регламентации и сопричастности, в том числе в местах лишения свободы, где режим зачастую надуманной секретности заметно ограничивает исследовательское поле.
21
поэтому проблемы природы группового поведения отражены уже в древних религиях.
Сосредоточим внимание на тех формах поведения, которые были выработаны в архаическом прошлом индийского общества и в виде готовых формул перешли в достояние последующих поколений, сформировав традиционные для индийского общества поведенческие установки. Своеобразный план фиксированных установок, актуализация которых в стандартных ситуациях определяла поведение члена индуистского общества, содержался в индуистской доктрине. Изложим их лишь в самом общем виде. Существование в социальной жизни древней Индии института четырех стадий жизни наиболее четко прослеживается по текстам Упанишад (саискр. цра-ш-Бас! - сидеть около, у ног учителя) - произведений эпического философского и ритуального характера, которые содержали наставления, касающиеся различных сторон жизни. В дхармической литературе, главным образом, в Законах Ману и Лртхашастре (скр. АпИаБаБШа - наука политики) институт четырех стадий жизни выступает уже в завершенном и канонизированном виде. Первая стадия ученичества или вступления в социально активную жизнь начинается после обряда инициации, без которого мальчик не мог считаться членом касты и общины. Главная установка поведенческой модели индивида на стадии ученичества выражается в формуле: «дваждырожденный, получивший посвящение, пусть ... делает полезное для гуру»95. Регламентации здесь вообще чрезвычайно императивны и закрепляются как традиция ученической группы: «В присутствии гуру надо всегда есть меньше [чем тот], носить худшую одежду и украшения; полагается раньше него вставать [с постели] и позже ложиться. Нельзя ни отвечать, ни разговаривать [с ним] ни лежа, ни сидя, ни принимая пищу, ни стоя отвернувшись. Надо стоять, когда [гуру] сидит, приближаться, когда тот стоит, идти навстречу приближающемуся, бежать вслед бегущему»96.
Законы Ману. С. 59. 6 I ам же С. 72-73.
22
Изучение Вед в доме наставника должно продолжаться 36 лет. Совершив обряд возвращения домой, дваждырожденный вступал в следующую стадию - домохозяина. Ему надлежало «взять жену одной с ним варны, обладающую благоприятными знаками»97, следуя при этом строгой системе брачных правил и запретов. Одним из важнейших установок поведения в стадии домохозяев было ежедневное исполнение пяти «великих жертвоприношений: ахута - это тихое произнесение [ведийских текстов], хута - это [приношение на огне], прахута - ... [приношение] духам, брахмья хута -
л о
это радушие к [гостю] брахману, пращита - это ... приношение предкам» .
Система ритуально-практических правил и запретов регулировала отношения домохозяина с женой, учитывая даже мелкие детали разных сторон этих отношений: «Не полагается есть вместе с женой, ни смотреть на нее - вкушающую, чихающую, зевающую и сидящую в вольной позе»99.
Главным занятием для живущих во второй стадии провозглашалось чтение Вед, оно должно исполняться неутомимо, в надлежащее время. Обширный набор установок указывает, в каких случаях чтение должно приостанавливаться или совсем прекращаться, например: «Дваждырожденному не следует читать ни во время пыльной бури, ни когда небо красно, ни при вое шакалов, ни когда воет собака, ревет осел или верблюд, ни в обществе»100. Трудно найти общество с более жесткими поведенческими установками, чем древнеиндийское.
«Когда домохозяин увидит у себя морщины, седину и детей у детей -ему следует отправиться в лес ... оставив жену на попечение сыновей, или вместе с ней»' ’, - таким образом осуществляется переход на следующую жизненную ступень - лесного отшельника. Надлежало отказаться от своего имущества и от пищи, добываемой обработкой земли, и, облачившись в шкуру или рубище, нося волосы в косичках, не бреясь и не подстригая ногтей,
г Законы Ману. С. 83.
4 I ам же. С. 96.
”Там же. С. 142.
I 5 Там же. С. 153.
II Там же. С. 211.