Ви є тут

Эпические традиции в песенном творчестве народов Дагестана

Автор: 
Агагишиева З.З.
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1984
Артикул:
279143
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ВВЕДЕНИЕ
Дагесган - уникальная страна. На небольшой площади, занятой по преимуществу горным ландшафтом, кинут 36 народностей, говорящих на различных языках и диалектах. Разделенные языковыми барьерами, имевшие собственные границы, национальную неповторимость, его народы вместе с тем были тесно связаны между собой.
Дагестанские памятники эпического искусства, являющие большой пласт фольклора народов гор, пронесли сквозь многие века их героическую повесть. Не отраженная в силу специфических особенностей развития горского общества в летописи, она во многом сохранялась благодаря памяти коллективного создателя, запечатлевшего в песнях, сказаниях, преданиях, легендах эталоны мужества, гуманизма, мировоззрение низов, их социально-исторический опыт.
Тысячелетия Дагесган оказывал сопротивление иноземным экспансиям. Уже только более близкая история "запомнила" Тогрул-бека, зологоордынских ханов Тохгамыша, Тимура, иранского шаха Надира и др., посягавших на свободу и независимость горских племен1. Ранее сюда вторгались скифы, сарматы, аланы, гунны, хазары, арабы, тюрки, сельджуки, сефевиды и др.^
Документы, свидетельства ученых,сопредельных государств, путешественников, а также современная археологическая наука рассказывают, что регион еще и сегодня во многом представляет собой загадку. Обнаружение древнейших поселений, материальная культура которых указывает на развитость взаимосвязей между Востоком и Западом, говорит о собственных и привнесенных элементах различных
1 История Дагестана. М.: Наука, 1967, г.1, с.200-208.
2 Там же, с.95,107,116,128,150,171,2 00-2Ю.
3
искусств, являющихся плодом непосредственных или опосредованных межнациональных связей. Хазарский каганат, по сей день представляющий в науке проблему, оставил следы бытования могущественного государства, в котором наличествовало одновременно несколько религий. Целую эпоху знаменует собой сопротивление дагестанских горцев арабской экспансии, насильственно насадившей ислам.
По Прикаспийской низменности, через город Дербент, известный всему древнему и средневековому миру, шел один из главных караванных путей с Запада на Восток. Здесь царила атмосфера оживленной торговли, постоянными гостями были заезжие люди, богатые купцы; Дербент славился пышными караван-сараями, где встречались разноязыкие представители племен и культур, мастера различных ис-кусств .
Новая история края связана с русской ориентацией, исподволь возникавшей в моменты надвигающейся опасности, когда местные феодалы искали защиты у северного соседа. В частности, на это указывает переписка кумыкских шамхалов с Иваном Грозным. Отношения крепли тем более, чем больше в сознание правителей гор проникало понимание того, что помощь от притязаний турецких султанов и иранских шахов можно искать у России.
Петр I, совершивший два похода в Дагестан (где ему были оказаны великие почести, вручен символический ключ от крепости Дербент) , задолго до того снаряжал в Прикаспийские районы экспедиции с научно-изыскательскими целями, а собственным посещением края еще более закрепил уже наметившиеся связи. Вся сложность перемен восстанавливается подчас не только благодаря документальным данным, как например, историческим хроникам ("Хроника Мухаммеда Та-
3 Там же, с.121.
51
низов обладало свойством "усыновлять" го, что ему импонировало. Так, многое из фольклорного фонда было не только продуктом собственного многовекового образования, но производным других культур. Дагестанцы, например, сделали своим героем полулегендарного правителя 1У в.до н.э. шумерского города Урука Гильгамеша. А.Ф.Назаре-вич, известный в Дагестане собиратель устного народного творчества и исследователь, пишет: "Предки аварцев населяли окраины древ*-: нейших человеческих цивилизаций. Они неизбежно соприкасались с культурой Вавилонии, с широко распространившейся культурой Детского царства, с культурой Урарту. Отзвуки этой древнейшей культуры до последних веков сохранились в фольклоре аварского народа. Характерно, что среди всех народов Востока только у грузин и у аварцев сохранились живые отголоски шумерского мифа о Гильгамеше -этой "Илиады" и "Одиссеи" Вавилона". Воспевая героя, аварцы сравнивали его с Гильгамешом: "Пусть будет у тебя верная рука, зоркий глаз, львиное сердце, и будешь ты подобен Гильгамешу".
О бытовании наргиады у лезгин, что тоже отмечалось, свидетельствует циклизация прозаического эпоса вокруг имени богатыря Шарвили, имевшего широкую популярность. На определение древности эпоса указывают реликтовые элементы, архаизм отдельных мотивов, в частности, сюжет чудесного рождения богатыря, а также многочисленные подвиги, в коих прослеживается несомненное обожествление героя.
Видные советские фольклористы в своих работах указывают на
имеющиеся в архаическом фольклоре горцев Дагестана следы нарг-17
ского эпоса .
16 Назаревич А.Ф. Аварская литература и Гамзаг Цадаса. Махачкала, 1947, с.13.
17 Далгаг У.Б. К вопросу о наргском эпосе у народов Дагестана.-
52
Наиболее обстоятельно нартиадой занимается исследователь кумыкского народного творчества А.М.Адкиев, посвятивший этой проб-
ТО
леме специальные разделы в своих работах . Он, в частности, делает интересное замечание: ”... носителями и создателями этого древнейшего эпоса являются народы, имеющие мало общего в своем происхождении и относящиеся к различным языковым группам: иранской (осетины), иберийско-кавказской (кабардинцы, черкесы, адыгейцы, абхазы, чечены, ингуши и др.), тюркской (балкарцы, карачаевцы, кумыки). Сказания у кавдого названного народа отличаются из-
ТО
весгннм своеобразием..."
Потеряв первозданный вид, памятники древности дошли до наших дней, в основном, в прозаической форме, в жанре сказки. Исследование У.Б.Далгаг, однако, указывает на существование "у многих кавказских народов древней великано-богатырской и эпической традиции", на основе которой очевидно и развился героический эпос'*0.
Филологами-фольклорястами во многих работах делаются наблюдения, конетатирующие особенность горского поэтического творчества: оно всегда предназначалось для пения, что и обуславливало особенность его структуры, размера, рифмы и т.д. Этому во многом
В сб.: Нартский эпос. Орджоникидзе, 1957; Она же. Кавказские богатырские сказания древних циклов и эпос о нартах. - В сб.: Сказания о нартах - эпос народов Кавказа. М.: Наука, 1969.
18.Аджиев А.М. Дальние дороги песни. Махачкала, 1977, с. 31 -81.
19 Там же, с.31-32.
20 Далгат У.Б. Героический эпос чеченцев и ингушей. - В сб.: Сказания о нартах. М.: Наука, 1972, с.161.