Ви є тут

Органные хоральные обработки И. С. Баха : их композиционно-структурные особенности

Автор: 
Рязанова Нина Петровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1979
Артикул:
279333
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ :
стр.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Типы органных хоральных обработок И.С.Баха 22
ГЛАВА Н. Органная книжка. Семнадцать хоралов 50
ГЛАВА Ш. Ш часть "Клавирных упражнений”. Вариации
на рождественскую песнь 83
ГЛАВА 1У. К проблеме целостного поэтико-музыкального анализа органных хоральных обработок Баха. 112
БИБЛИОГРАФИЯ 145
ПРИЛОЖЕНИЕ 15б
3
ВВЕДЕНИЕ
В творчестве И.С.Баха несомненную значительную роль играет протестантский хорал, создававшийся в середине ХУ1 века М.Лютером и его сподвижниками и на долгие десятилетия обусловивший характер и формы музыкального искусства Германии. О большом значении хорала для Баха говорит, в частности, даже сам факт количественного преобладания в его творчестве произведений, так или иначе связанных с хоралом. Речь идет о вокальной и органной музыке , что составляет примерно две трети всех произведений Баха?)
Обратившись к его многочисленному вокальному наследию, мы увидим, что из 239 кантат хх) лишь 55, то есть одна четвертая часть не включает хорал ххх)# Из восьми вокальных мотетов, созданых
х) Нередко подчеркивается, что жизнеспособность протестантского хорала во многом определяется тем, что он ассимилировал то лучшее, чем располагала немецкая народно-песенная культура. Отметим и обратное: хоральные мелодии в видоизмененном виде возвращались в народ и служили основой музицирования. Любопытно, что И.Вальтер в своем музыкальном словаре 1732 г. к разряду бытовой музыки относит "пение хоралов ремесленниками во время работы". Далее он пишет, что "благодаря приобретенным с течением времени навыкам певцы сами подбирают к основной мелодии басовую партию и средние голоса" (10, 279). хх) Имеются в виду и варианты.
ххх) Хорал отсутствует преимущественно в светских кантатах или в тех церковных кантатах, которые увились переработками светских. Естественно также, что и в произведениях на латинский текст -мессах и других вокальных композициях, Бах почти не обращается к протестантскому хоралу: из тринадцати подобных произведений хорал
16
тей, он мог набросать и частично записать хоральные обработки "Органной книжки". Что же касается надписи на титульном листе, то, находясь фактически еще в Веймаре, Бах, имея приглашение на должность в Кетене, мог считать себя анхальт-кетенским капельмейстером уже в ноябре 1717 г.
В последнее десятилетие, однако, и эта версия отвергается.
Э.Арфкен на основе стилистического анализа относит создание большинства обработок к I7I3-I7I5 гг., а ряд обработок к еще более раннему времени (86). Какую бы версию о времени создания "Органной книжки" мы не приняли, так или иначе, это сборник, содержащий сорок пять обработок,является самым ранним из созданных Бахом.
В период между 1746-1750 гг. издателем Иоганном Георгом Шюбле-ром были опубликованы шесть обработок (поэтому они получили наименование "шюблеровских"). Время возникновения этих обработок по Келлеру I728-1736 гг., по Шмидеру 1730-1735. Доказано, что пять являются переработками номеров из кантат Баха. В 1739 г. в Лейпциге были изданы двадцать одна обработка как Ш часть "Клавирных упражнений", созданные вероятно в конце 30-х годов.
Незадолго до смерти, в 1747-1750 гг. Бах извлек из своих "старых тетрадей" семнадцать больших хоралов и дал их в новой редакций
х) Во многих работах называются сорок шесть обработок. Расхождение в цифре вызвано тем, что в указателе Шмидера вариант обработки "Liebster Jesu, wir Sind hier " помещен под отдельным номером, хотя в остальных случаях варианты имеют тот же номер, что и основная-обработка, с добавлением буквенного индекса. хх^ Восемнадцатый хорал - "Vor deinen Thron " - как полагают ныне, не предназначен для этого сборника, не завершенного Бахом. Сведения об этом имеются в статье Клотца (I00,S. 112).
17
В 1748 г. он опубликовал у издателя Балтазара Шмидта "Несколько каНОНИЧеСКИХ ИЗМенеНИЙ На рождественскую ПеСНЬ " Vom Himmel hoch, da komm1 ich her ", которые были созданы, вероятно, несколько ранее, в 1746-1747 гг.
Таким образом, из пяти составленных Бахом сборников, при его жизни были изданы три: Ш часть "Клавирных упражнений" шюблеровс-кие хоралы и Вариации на рождественскую песнь. Предполагал ли Бах опубликовать семнадцать больших хоралов, в точности неизвестно.
Что же касается "Органной книжни", то сомнителвно, чтобы она предназначалась для печати. На авторском титульном листе Бах изложил цели, которые преследовал, создавая ее: "Органная книжка, в которой начинающему органисту предлагается руководство для разнообразного проведения хорала, а также для совершенствования в пользовании педалью, причем всюду, где в этих хоралах встречается педаль, исполнение ее обязательно..."
В отличие от "Клавирной" и "Нотных" книжечек, представляющих собой сборники различных - не только самого Баха - пьес, назначение которых ограничено собственно семейными педагогическими целями, "Органная книжка" - это собрание пьес однородных по типу, отобранных согласно определенному замыслу. Правда, "Органная книжка" также задумана как своего рода учебное пособие, но в данном случае для органиста - практика, участника литургии.
Иной замысел представлен в семнадцати больших хоральных обработках - в них более подчеркнуто виртуозное начало (в "Органной книжке" - небольшие хоралы). Но никто не знает, собирался ли Бах ограничиться только этими восемнадцатью хоралами или предполагал их дополнить другими обработками. Во всяком случае в том виде, в каком они дошли до нас, нельзя усмотреть циклического замысла. Шюблеровские хоралы в некотором смысле по своему складу приближа-