Ви є тут

Социальные функции концессии как формы государственно-частного партнерства

Автор: 
Солдатенков Вадим Юрьевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
294612
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты концессии как формы государственно-частного партнерства................
1.1. Принципы, модели, формы и механизмы государственночастного партнерства ........................................
1.2. Концессия как экономико-социологическая категория.......
Глава 2. Социологический анализ концессионной деятельности.................................................
2.1. Социально-экономические последствия и опыт концессионной деятельности в Царской России и СССР.........................
2.2. Социологическое обоснование целесообразности развития концессионной деятельности в России..........................
Заключение..............................................
Библиографический список................................
Приложения .............................................
3
и
11
54
83
83
105
129
132
143
I
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Неотъемлемым условием нормального функционирования экономики всегда служило конструктивное взаимодействие государственного сектора (государственной и муниципальной власти) и частного сектора (бизнеса). Это связано с тем, что государство никогда не бывает свободным от выполнения своих социально ответственных функций, связанных с общественными интересами, а бизнес, в свою очередь, всегда остается источником и мотором развития народного хозяйства. В экономике большинства развитых и ряда развивающихся стран в последние десятилетия сложилось совершенно особое качество взаимодействия государственного и частного сектора, получившее название государственно-частного партнерства (ГЧП).
Организация Объединенных Наций на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию, проходившей в Йоханнесбурге, Южной Африке, с 26 августа по 4 сентября 2002 года, для обеспечения устойчивого развития человечества, в частности для доступа к источникам энергии и передовым технологиям использования энергии, для охраны здоровья и окружающей среды, для повышения эффективности использования воды и т.д., призвала правительства, а также соответствующие региональные и международные организации создавать новаторские механизмы финансирования и партнерства, содействовать налаживанию партнерских связей между государственным и частным сектором и других форм партнерства, в которых приоритет отдается удовлетворению потребностей людей1.
В настоящее время в большинстве отраслей экономики Российской Федерации происходят процессы структурных изменений и развития новых хозяйствующих субъектов. При этом все более значимую роль начинают
1 Доклад Всемирной острсчи на высшем уровне по устойчивому развитию. Организация Объединенных Наций. Нью-Йорк, 2002. - С. 12-13,18-21, 43, 25-56.
14
частным бизнесом, поскольку каждая из сторон берет на себя те задачи, с которыми она может справиться наилучшим образом1.
Все чаще появляются свидетельства получения эффекта от создания механизмов ГЧП, которые позволяют реализовать все преимущества государственного сектора (учел’ интересов населения, приведение в исполнение принятых решений и функция регулирования) и частного сектора (его ресурсы, управленческий потенциал, инновации) в интересах достижения реальных положительных результатов в социальной сфере. Все больше популярности приобретает концепция ГЧП как инструмента обеспечения подотчетности перед общественностью и устойчивого развития, удовлетворения реальных потребностей2.
Так, известно множество способов вложения частного капитала в государственную инфраструктуру. В зависимости от уровня связанных с этим рисков возможны различные формы выстраивания договорных отношений - от государственных закупок, при которых подрядчик не берет на себя проектных рисков, до приватизации, когда государственные активы или акции в государственной компании продаются инвестору вместе со всеми связанными с ними рисками. Можно утверждать, что самые интересные и сложно выстроенные соглашения находятся где-то между государственными закупками и приватизацией. Такие варианты считаются эффективнее тех, которые находятся на крайних полюсах данной парадигмы3.
Государственно-частное партнерство требует согласования интересов государства и бизнеса - этих двух основных институтов современного общества и экономики. Государственно-частное партнерство - это не простое сложение ресурсов. Стороны ГЧП имеют различные мотивы и стимулы.
1 Дерябина М.Д., Цедилин Л.И. Государственно-частное партнерство: теория и практика (научный доклад). - М.: Институт экономики РАН, 2007. - С. 38.
2 Гамильтон Дж. Внедрение механизмов ГЧП в целях развития инфраструктуры, инноваций и конкуренции: роль ЕЭК ООН / Дж. Гамильтон // Право на этапе перехода, 2007. - С. 24.
3 Зверев А., Затезало М. Законы о концессиях в странах с переходной экономикой / А. Зверев, М. Затезало // Право на этапе перехода, 2007. - С. 7.
15
Каждая из сторон партнерства имеет собственные цели, решает свои конкретные задачи. Государственный сектор заинтересован в росте объемов и улучшении качества предоставляемых услуг инфраструктурных и социально ориентированных отраслей населению и экономическим агентам. Частный сектор стремится стабильно получать и увеличивать прибыль. Причем стратегически мыслящий бизнес выстраивает свои приоритеты, в первую очередь, не просто под размер прибылей, а в интересах устойчивости получения доходов от проектов. При этом, обе стороны заинтересованы в успешном осуществлении проектов в целом. Однако интересы государства и бизнеса могут не просто не совпадать, но и быть противоречивыми, поэтому заключению договора о партнерстве должны предшествовать переговоры сторон, балансирующие эти интересы и цели проектов.
В конечном счете, государственно-частное партнерство позволяет объединять ресурсы, разделять прибыли и риски, способствует формированию конкурентной среды и одновременно более эффективному использованию бюджетных средств1.
Государственно-частное партнерство должно строиться на принципах равноправия государственного и частного сектора, рационального партнерства государственного и частного сектора, распределения рисков и доходов между государственным и частным сектором, объединения усилий государственного и частного сектора для защиты общественных (публичных) интересов.
Исходя из изложенного целесообразно дать следующее определение
ГЧП.
Государственно-частное партнерство - эго законодательно и институционально закрепленная система отношений между государственным сектором (государственной или муниципальной властью) и частным сектором (бизнесом) с целью развития социально значимых и слабо развитых
1 Исправникова Н.Р. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления: Электронная библиотека социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. - Режим доступа: Икр'/Ду ww.lib.socio.msu.ru/