Ви є тут

Корпоративная культура как фактор социальной адаптации новых работников

Автор: 
Власова Елена Фёдоровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
296440
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение...................................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа корпоративной культуры как фактора социальной адаптации..........................................13
1.1. Корпоративная культура: понятие, структура, модели..................13
1.2. Адаптивная функция корпоративной культуры............................40
Глава 2. Роль корпоративной культуры в социальной адаптации нового работника: противоречия, проблемы и пути их разрешения....................69
2.1. Особенности влияния корпоративной культуры на процесс адаптации 69
2.2. Противоречия и проблемы эффективности корпоративной культуры сквозь
призму механизмов социальной адаптации...................................111
Заключение...............................................................143
Список литературы........................................................147
Приложение А.............................................................169
Приложение 1.............................................................176
Приложение 2.............................................................180
Приложение 3.............................................................183
Приложение 4.............................................................184
Приложение 5.............................................................185
Приложение 7.............................................................190
Приложение 8.............................................................191
Приложение 9.............................................................192
Приложение 10............................................................193
Приложение 11............................................................196
2
Введение
Актуальность темы исследования. В XXI веке в условиях социетальной трансформации российского общества влияние культуры на все процессы в обществе становится особенно актуальным. Культура - это показатель благосостояния нации. В переломные моменты истории, когда важно сохранить нравственную основу общества, особенно возрастает роль культуры. Она выступает в качестве одного из значимых компонентов политики устойчивого развития страны, содействует ее экономическому и социальному развитию, влияет на все сферы общественного бытия.
Культура обладает свойством объединения людей, несхожих в сознании и поведении. Она инициирует процесс рефлексии и усвоения ими ценностей, упорядочивает и организует социальные общности, интегрируя их в определенном пространственно-временном континууме. Социальная общность может реализовывать как общие, так и индивидуальные потребности только при постоянном сотрудничестве составляющих ее людей. Культура «оформляет» содержание этого сотрудничества в процессе созидательной деятельности индивидов, в рамках разделяемой ими системы ценностей формирует представление о целях сотрудничества. Деятельность социальной общности и ее ценности взаимосвязаны и детерминируют друг друга.
Глубинное изменение социального мира (переход в постиндустиальную и информационную эпоху) проявляется в принципиально новом состоянии культуры, с приоритетом таких ценностей в качестве целей, как повышение роли знания, информации и их носителя - человека, самовыражение личности, социальное партнерство между основными социальными силами - организациями и общественностью. Приспосабливаясь к внешней среде, организации инкорпорируют в себя не просто новые технологии, финансовые, экономические, менеджерские инструменты управления производственными процессами. Компании активно привносят в свой деловой оборот новые ценности культуры, ориентированные на развитие личности.
3
Характеризуя культуру в целом, необходимо видеть ее важнейшие виды и структурные проявления. Культуру можно разделить по различным критериям: по характеру и содержанию (это материальная и духовная культура), но сфере деятельности, по наличию субъекта и т.п.
Материальной культурой называется культура, включающая в себя материальные предметы, произведенные человеком: автомобили, станки, здания, мебель и т.д. Кроме того, культура - это духовные ценности, произведения литературы и искусства, нормы, обычаи, слова, идеи, верования и т.д. Б этом случае говорят о нематериальной (либо духовной, что не столь точно) культуре.
Оба эти вида культуры тесно связаны между собой и являются причиной друг друга. Материальная культура есть следствие развития идей, результат человеческого мышления. Нематериальная культура во всех ее многочисленных проявлениях, несмотря на кажущуюся автономность и независимость от материальной, на самом деле не сумела бы просуществовать и дня сама по себе. Оба вида культуры не просто тесно связаны, они «пронизывают» друг друга. Усвоение культуры осуществляется путем научения, передачи опыта и знаний12.
Понимание культуры как многопланового социального явления позволяет выделить разнообразные сферы ее деятельности (конкретные виды человеческой деятельности) в зависимости от предмета, результата и самого процесса деятельности. А.И.Шендрик по этому вопросу пишет, что человеческая деятельность в реальности выступает как деятельность экономическая, политическая, правовая, эстетическая, моральная, научная, образовательная и т.д., поэтому представляется возможным вести речь о культуре экономической, политической, правовой, моральной, эстетической, научной, философской и т.д. Выделенные виды культуры - это элементы системы культуры, которые находятся в сложной взаимосвязи. Раскрытие этой системы взаимосвязей представляет одну из важнейших задач, которая должна ставиться и решаться в ходе со-
12 Зборовский Г.Е. Социология досуга и культуры. - М., 2006. - С. 101.
18
циологического исследования культуры того или иного общественного субъек-
Разнообразие видов деятельности, их уровни, взаимопроникновение, взаимозависимость открывают для исследователей сложную картину. Например, в экономической культуре выделяются несколько взаимосвязанных уровней, детерминирующих экономическое поведение: 1) нормы и нормативная регуляция поведения; 2) ценности и мораль (трудовая этика); 3) научное и инструментальное знание (профессиональное, специализированное)1'1. Структурный анализ, экономической культуры задается «последовательной сменяемостью фаз общественного воспроизводства: собственно производство, обмен, распределение и потребление15. Следовательно, правомерно говорить о культуре производства, культуре обмена, культуре распределения и культуре потребления. В структуре экономической культуры необходимо выделить главный структурообразующий фактор. Таким фактором является трудовая деятельность человека16. Культура производства, в свою очередь, состоит из множества других элементов: это культура труда (рабочее место и дизайн помещения, соблюдение правил техники безопасности, внешний вид работника, наличие соответствующей профессиональной подготовки кадров, креативные умения, умение определять эффективность трудовой деятельности, умение работать с электронными базами данных, благоприятный социально-психологический климат, проективные умения, умение планировать свою профессиональную деятельность и карьеру, коммуникационные умения); это культура управления (научная организация труда, искусство управления, инициатива, творческий потенциал, предприимчивость и т.д.); это моральная культура (моральное сознание, моральное поведение, моральные отношения)17.
13 Шеидрик А.И. Социология культуры. - М, 2005. - С. 277.
14 Лекции по социологии. - URL: http7/www.nuru.ru/socio/047.htm [Электронный ресурс] (дата обращения:
27.03.2009)
15 Кравченко А.И. Культурология. - М.: Академический проект, 2001. - URL: http://www.countnes.ru/library/ typology/cconcult.htm [Электронный ресурс] (лата обращения: 27.03.2009)
6 Культура и экономика. - URL: http.7Avww.xserver.ni/uscr/kuIie/ [Электронный ресурс] (дата обращения:
27.03.2009)
17 Этика. Структура морали. - URL: http:/Avww.ctiks.info/?Etika:Struktura_morali. [Электронный ресурс] (дата обращения: 27.03.2009)