Ви є тут

Социальное содержание экономической деятельности российских интегрированных бизнес-групп

Автор: 
Переяслова Ольга Геннадьевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
298557
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение...............................................................3
Глава I. Социальное содержание функционирования современных бизнес-групп............................................................:....17
1.1 Теоретико-методологический анализ научных представлений об интегрированных бизнес-группах и социальных механизмах их деятельности.. 17
1.2. Социальная эффективность и условия функционирования бизнес-группы. 39 Глава 2. Социальные аспекты функционирования бизнес-группы............52
2.1. Взаимодействие социального механизма бизнес-группы с внешней конкурентной средой..................................................5.2
2.2 Организационная культура как ключевой фактор деятельности
участников бизнес-группы..............................................73
Глава 3. Развитие социальных механизмов функционирования бизнес-группы........................................................100
3.1. Социально-экономические группы и структуры в условиях бизнес-групп, их формирование и развитие...........................................100
3.2. Экономическое поведение в бизнес-группе и направления его совершенствования....................................................139
3.3. Система мероприятий по совершенствованию элементов социального
механизма бизнес-группы и формирование сетевых организаций...........151
Заключение...........................................................170
Список использованной литературы.....................................178
Приложения...........................................................202
Введение
Актуальность темы исследовании. В российской экономике на смену характерным для последнего десятилетия XX века процессам институциональной деструкции приходят процессы экономической консолидации, проявившиеся в последние годы в создании различных бизнес-групп холдингового и других типов.
Примерами наиболее успешных консолидационных группировок, возникших в машиностроении России за последние годы, могут служить «Группа ГАЗ», которая была создана в 2005 году в ходе реструктуризации производственных активов ОАО «РусПромАвто» и ЗАО «Трансмашхолдинг», специализирующийся на производстве подвижного состава и другого оборудования для железных дорог. Крупнейшим в России производителем энергетического оборудования стал холдинг «ЭМАльянс»; наряду с ним в энергетическом машиностроении России действует группа «Энергомаш», включающая в себя восемь крупных машиностроительных заводов. Лидером отечественной электротехнической промышленности является концерн «Русэл-пром», входящий в число крупнейших компаний России в сфере электромашиностроения.
Начало экономической консолидации, по мнению чл.-корр РАН Г.Б. Клейнера, знаменовало переход от «экономики физических лиц» («экономики директоров») к «экономике мажоритарных собственников».
Крупные интегрированные структуры обладают наилучшими возможностями для технической модернизации производства путём осуществления собственных крупных проектов, для корпоративного венчурного инвестирования высокотехнологичных разработок, осуществляемых малыми инновационными фирмами и для привлечения иностранных партнёров для осуществления инновационных проектов.
Несмотря на это большинство предприятий, входящих в российские холдинги, функционируют в условиях весьма сложного конкурентного ок-
19
сильными «сетевыми традициями» советского директората, влияние которых на принятие решений уже после реформ обнаруживалось многими исследователями [227; 252 ].
Однако в данной работе под интегрированными структурами мы будем понимать только иерархически организованные единицы, которые можно рассматривать в качестве «экономических фирм». Это означает, что внимание будет сосредоточено на тех организационных формах, которые используют преимущественно иерархическую координацию в противоположность гибридной. Именно в этом направлении, по мнению многих исследователей российских групп [152; 135], развиваются большинство объединений предприятий.
Масштабы распространения интегрированных структур в российской промышленности трудно переоценить. По оценкам экспертов ЦЭФИР, только «олигархические» объединения - заведомо крупнейшие бизнес-группы, -на рубеже веков использовали 42% работников и контролировали 39% продаж в промышленности, а в ее высоко прибыльных и высококонцентрированных отраслях на эти объединения приходится еще более значительная доля выпуска [233]. На российском фондовом рынке 85% оборота акций приходится на компании, входящие в 8 крупнейших бизнес-групп [216].
Подавляющее большинство крупных бизнес-групп представляют собой конгломератные объединения [172]. Относительно стройные вертикальные и г оризонтальные объединения встречаются сравнительно редко.
Для предприятий среднего размера выборочные обследования демонстрировали несколько меньшие масштабы участия предприятий в группах. Так, по данным [172] в 2002г., 15% респондентов идентифицировали себя как принадлежащих к неформальным объединениям, 17% - как принадлежащих к оформленным объединениям, причем среди крупных предприятий доля входящих в группы была существенно выше.
Для интегрированных структур конца 1990-х - начала 2000-х годов, даже основанных на акционерных инструментах, как и для большинства
20
компаний, представляющих одно предприятие, была характерна непрозрачность акционерных связей, созданная с помощью широкого использования вспомогательных фирм []], набор которых редко бывал стабилен. Российские холдинги традиционно отличались большим числом формальных уровней контроля при фактической персонификации принятия решений. Это свидетельствует о значительной роли межличностных отношений в деятельности холдинга и о необходимости исследования мотивов деятельности отдельных работников разного уровня.
Необходимость осуществления реального контроля создает предпосылки для выстраивания внутри групп более прозрачных структур управления [152] и централизации принятия решений [245]. Однако этот процесс может быть в значительной степени оторван от формирования акционерной собственности, поскольку консолидация пакета акций в руках собственников может просто запаздывать по отношению к консолидации контроля. Это обстоятельство, также, актуализирует необходимость исследования особенностей социально-экономическою контроля в разных предприятиях и службах холдингов.
Исторически первыми в российской экономике были формы взаимодействия между компаниями, которые в институциональной теории принято относить к гибридной координации, например, ассоциации предприятий. Было обнаружено, что «старые» фирмы с «советскими корнями» присоединяются к ассоциациям с более высокой вероятностью, чем «новые», созданные в постсоветский период, и в свою очередь, принадлежность к ассоциациям снижала вероятность снижения объёмов продаж в период 1992-1994 гг. [259]. Аналогичные результаты были получены исследователями и во второй половине 1990-х годов [252].
В этом контексте появление новых объединений предприятий часто рассматривалось в качестве формы так называемых «отношенческих» контрактов (типов договорных отношений, которые определяют лишь общие контуры взаимных обязательств и обеспечиваются благодаря взаимной за-