Ви є тут

Автомобилизация российского общества: социокультурные аспекты

Автор: 
Кононенко Ростислав Вадимович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
299349
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение............................................................3
ГЛАВА 1. АВТОМОБИЛИЗАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ..........................................................12
1.1. Формирование культуры автомобильности в условиях социальных изменений..........................................................12
1.2. Культурная биография автомобиля...............................44
1.3. Автомобилизация сообществ в современных социокультурных условиях
...................................................................57
ГЛАВА 2. АВТОМОБИЛЬ В КУЛЬТУРЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ.........................82
2.1. Культурные практики рынка подержанных автомобилей.............82
2.2. Статусно-стилевые особенности культуры автомобильного потребления ...................................................................95
2.3. Субъективные компоненты культуры автомобильного потребления.... 114
Заключение........................................................139
Список использованных источников..................................144
Приложение........................................................159
2
Введение
Актуальность диссертационного исследования связана с задачами анализа социокультурных изменений современного российского общества. Материальные объекты, вещи занимают в жизни человека важное место, существенно дополняя, а подчас даже заменяя контакты с другими людьми, группами и сообществами. Один из таких объектов - автомобиль - обусловил многое из того, что составляет репрезентативную культуру и социальную ткань современного общества, опосредуя социальные взаимодействия, стили, возможности, выборы. Автомобилизация способствует изменениям на уровне культуры общества в целом, поскольку привносит в жизнь людей новые смыслы и символы, ценности и нормы частной собственности, эмансипации и личной свободы, а также порождает устойчивые идеалы и практики.
Формирование автомобильпости как особой культуры повседневности, предполагающей использование транспортных средств и сопутствующих элементов инфраструктуры, товаров и услуг, оказывается важным элементом реструктуризации повседневной жизни и социальных связей в соответствии с новыми ритмами рабочего и свободного времени. Участвуя в процессах социальных изменений на уровне межличностных отношений, автомобиль выступает инструментом пространственно-временного расширения и одновременно ограничения возможностей человека. Будучи важной частью эпохи современности, автомобиль является предметом потребления, объектом приложения сил различных профессиональных групп, фактором риска, знаком достижения или упадка. Маркируя социальный статус своего владельца, личное транспортное средство выступает предметом статусного потребления и средством самовыражения. Наряду с целым комплексом объективных и субъективных параметров проявляются стилевые особенности потребления, факторы которого напрямую связаны с механизмами идентификации и опосредованы различными видами ресурсов, находящихся в распоряжении индивидов и групп. В настоящее время назрела необходимость исследования автомобильного потребления как динамичной и неоднородной социальной
3
(например, если принята определенная политика, то она будет проводиться хотя бы некоторое время; если сделаны инвестиции в ту или иную сферу экономики, то это влечет за собой вложение инвестиций и в ряд новых сфер, связанных с первой; если в какой-то области социальной жизни наблюдается дезорганизация, то она чаще всего начинает расширяться и захватывать другие сферы; если потребительские запросы людей уже до некоторой степени удовлетворены, то снизить уровень запросов достаточно сложно. Наконец, третьей формой выступает принцип последовательности, суть которого заключается в том, что следующие одна за другой фазы зачастую не могут быть пропущены (например, экономику нельзя модернизировать без предварительного обучения рабочей силы; модели потребления нельзя изменить, не начав производить или импортировать новые, оригинальные продукты). Согласно Штомпке, практика есть «место встречи» оперирующих структур и действующих агентов '. (см приложение рис.1)
Как видим, социальные изменения являются следствием процессов на уровне структур, действий субъектов, а также практик, возникающих из их взаимодействия. Автомобилизация на уровне агентов зависит от жизненных приоритетов и потенциальных возможностей, обусловленных социальнодемографическими параметрами, ресурсами и стилевыми предпочтениями субъектов. Автомобилизация на уровне структур зависит от жизненного уровня и ценностных ориентаций населения, уровня развития автомобильной промышленности, рынков, дорожной и парковочной инфраструктуры. Говоря о социальных изменениях, связанных с динамикой автомобилизации на уровне общества в целом, стоит отметить такие заметные процессы, как модификация занятости. Развитие или спад автомобилестроения, рост и сокращения рынков сбыта ведет к существенным колебаниям и структурным изменениям занятости населения, заметным, в особенности на региональном уровне. Речь идет как о роли градообразующих предприятий в экономике
1 Штомпка П. Социология социальных изменений /Пер, с англ, под ред. В.А.Ядова.-М.: Аспект
Пресс, 1996. С. 272
15
Ь
городов и целых регионов ', так и о множестве политических и социальных эффектов развития авторынка и автопроизводства.
Так, общее сокращение работников автомобильной отрасли за 1998-2004 годы составило 21,1% (с 701,9 тыс до 582,1 тыс работников списочного состава), хотя темпы сокращения численности основных работников были значительно ниже, в результате чего их доля составила 96,6%, г.е. почти все работающие в отрасли заняты основной деятельностью (Приложение, табл.1). Это означает значительную реструктуризацию отрасли, в ходе которой происходили выделения вспомогательных и инфраструктурных подразделений в отдельные предприятия 2. Кратко упомянем в связи с этим значительный по своим объемам рынок подержанных иномарок, породивший новые виды занятости, связанные с переправкой, распределением, сбытом, обслуживанием, модификацией автомобилей в России. Нельзя пройти мимо и непростой общественно-политической ситуации, которая сложилась вокруг подержанных иномарок, ввезенных в Россию - попыток государства контролировать потребление и оборот этих машин и связанные с этим мощные волны общественного протеста, по масштабам и требованиям выходящие за рамки простого поведения потребителей. Говоря о политических эффектах, можно вспомнить и о новом витке рабочего движения, возникшем во Всеволожске на заводе Форда благодаря новым конфигурациям трудовых отношений, возникшим в отрасли после строительства сборочных производств. Ииже мы вернемся к аспектам коллективных протестных действий автомобилистов.
Если обратиться к идеям М. Арчер', то акцент можно будет сделать на взаимосвязи деятельности и культуры, на изменении отношений в системе культуры, противоречащих или дополняющих друг друга элементах культурной системы. С одной стороны, культура появляется благодаря деятель-
Зависнмость Тольятти от АВТОВАЗа 16.12.2009 Автостаг // htip://\vww.autostat.ru/view.asp?n=511 &t=2
? Стратегия развития автомобильной промышленности России. М.: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, 2005
' Арчер М. Реализм и морфогенез / Пер. с английского O.A. Оберемко // Социологический журнал. 1994. j4» 4. С.50-68
16