Ви є тут

Этносоциальные процессы в Хакасии в постсоветский период

Автор: 
Карамчакова Илона Романовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
299615
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
N.
' I
я

ч, * . ч.
V*
>_•
Оглавление
Введение............................................................3
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования
этносоциальных процессов..............................................13
1.1. Анализ основных теоретических подходов к исследованию
ЭТ11ИЧНОСТИ...........................................................13
1.2. Этносоциальный процесс как объект социологического исследования..........................................................42
* Глава II. Современные этносоциальные процессы в Хакасии............66
ч
* 2.1. Методологические и методические основы прикладного
исследования...........................................................66
2.2. Процессы этносоциальной стратификации: масштабы и
восприятие.............................................................76
2.3. Динамика межэтнических отношений в Хакасии..............105
2.4. Состояние этнического самосознания населения Хакасии.........119
1
\.
1
N
Заключение........................................................137
' 1
* Список использованной литературы...................................142
Приложение
Введение
Актуальность темы исследования. В течение многих десятилетий существования СССР в научных кругах и в обыденном сознании граждан утверждалось мнение о достаточно успешно проводимой национальной политике, об активных процессах интеграции различных этнических групп в надэтническую общность - единый советский народ. Но с распадом СССР проявились новые и не раскрытые стороны межэтнического взаимодействия. В первую очередь это вызванные в результате провозглашенного «парада суверенитетов» различные этномобилизационные процессы, параллельно протекающие с процессами этнокультурного возрождения. «Взрыв» этничности переживается всеми народами России и прямо влияет на состояние их этнического самосознания, которое посредством этнически обусловленных ценностных ориентаций воздействует на изменение всей социальной среды. Особенно остро воспринимаются этносами не только собственное культурное, но и социальное развитие.
Таким образом, актуальным становится исследование социального развития народов России, так как его восприятие может влиять на динамику межэтнических отношений в стране, на существование и развитие этнической напряженности и даже конфликтов. Исследование этносоциальных процессов приобретает особую актуальность в условиях российских регионов, каждый из которых характеризуется сложившейся системой межэтнических взаимодействий. Республика Хакасия - субъект Российской Федерации с собственной спецификой политической, социально-экономической и духовной жизни, где представлены многие этносоциальные процессы, происходящие в сибирских регионах, а также различные порождаемые этими процессами противоречия. Поэтому для успешного управления этносоциальным развитием в Хакасии требуется исследование процессов этносоциальной стратификации населения (их масштабы и
записях и обуславливает индивидуальный опыт, заключается именно в этих компонентах культуры»18.
Соответственно можно выделить набор характеристик или атрибутов, которые создают этническую группу как целостную общность. Прежде всего, этносом становится только та группа людей, которая сознает себя особым объединением, отличающим себя от других общностей. Это и есть осознание своего группового единства - этническое самосознание, внешним выразителем которого является самоназвание. Наличие самоназвания служит для идентификации другими. Самоназвание является интегративным показателем этноса, который включает представления об общности происхождения и общности территории членов группы.
Этичность опирается на «веру» в общее происхождение, которая фиксируется в форме мифов (исторических мифов), благодаря им передается из поколения в поколение. Исторические мифы могут указывать на происхождение группы, на ее будущее и современное состояние. Отвечают на вопрос «Кто мы?»
Историческая память или этнопамять, этноистория проявляется в способности людей сохранять информацию о событиях прошлого, сыгравших важную роль в их судьбе, воспроизводить их при необходимости и тем самым конструировать свое поведение.
Общность территории, наряду с общностью языка и культуры относится большинством исследователей к числу важнейших компонентов определения этноса и нации. Например, в теории этноса и теории нации «территория»:
1) естественно-географическая часть поверхности Земного шара с определенными условиями, в которых живут люди, образующие этнос;
2) социально организованное пространство, в котором эти люди вырабатывают систему своего жизнеобеспечения, развивают материальную и
|К Коротссва В.В. Энтони Смит: историческая генеалогия современных нациП/ЛГацнонализм и формирование наций. Теории - модели - концепции. - М., 1994. - С. 22.
духовную культуру, а контактируя с людьми, принадлежащими к другим этносам, так или иначе трансформируют свое этническое бытие19.
Этническая группа может быть привязана к определенной исторической территории (этнической родине), в этом проявляется символичность этой привязанности, то есть важно fie само обладание участком земли, а тот символический смысл, который земля имеет для связанного с ней парода. Этническая родина - это место, где располагаются священные центры и куда совершаются паломничества20. Но в современное время этническая территория не всегда совпадает с государственными границами, некоторые этнические группы исторически проживаю! на территории различных государств.
Большое значение в процессе формирования любого этноса имеют характерные компоненты его материальной и духовной культуры. Устойчивые и традиционные проявления культуры, такие как обычаи, традиции, ремесла, музыка, одежда, как правило, разделяются всеми членами этнической группы.
Крайне важным является роль языка. Язык не только средство общения внутри этнической общности, язык - это: 1) особый способ существования этнического сознания, 2) система символов и знаков, которые выражают значение и смысл материальных и духовных ценностей21. На современном этапе развития общества язык выполняет, помимо других социальных функций, еще и этноидентификационную функцию.
Именно язык в значительной степени определяет динамику этносоциальных процессов. Как известно, в основе образования этнолингвистических общностей лежит именно язык, а формы его развития
ь Козлов В.И. Этнос. Нация. Национализм. Сушносгь и проблематика. - М.: Старый сал. 1999. - С. 62.
:о Коротеева В.В. Энтони Смит: историческая генеалогия современных нации//Нанионалпзм и формирование наций. Теории - модели - концепции. - М., 1994. - С. 22.
21 Росси ко М.Н. Язык национальны »//'Нации и этносы и современном мире: Словарь-справочник. - СПб.: Петрополис, 2007. -С. 136-140.