Ви є тут

Интеллектуальный капитал как социальная основа устойчивых инновационных преимуществ компании

Автор: 
Филиппов Олег Александрович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
301758
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение............................................................. 3
Глава I. Интеллектуальный капитал компании: основные подходы и классификация..................................................... 10
1.1. Основные подходы к определению интеллектуального капитала 10
1.2. Роль экономического выбора как фактора создания интеллектуального капитала компании........................................... 36
1.3. Классификация интеллектуального капитала компании............... 49
1.4. Инвестиции в интеллектуальный капитал компании................. 60
Глава И. Оценка интеллекгуального капитала компании................. 67
2.1. Зависимость оценки интеллектуального капитала от типа рынка 67
2.2. Коммерческий потенциал объектов интеллектуальной собственности............................................................... 74
2.3. Анализ существующих подходов к оценке интеллектуального капитала компании..................................................... 84
2.4. Оценка видов интеллектуального капитала........................ 91
Глава III. Влияние интеллекгуального капитала на инновационную деятельность компании........................................... 99
3.1. Взаимосвязь интеллекгуального капитала и инновационной деятельности компании.................................................. 99
3.2. Взаимосвязь интеллектуального капитала с инновационным потенциалом компании................................................. 113
3.3. Ситуативная модель инновационного развития компании............ 121
Заключение......................................................... 129
Список используемой литературы...................................... 134
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Одним из современных показателей эффективной работы компании является ее интеллектуальный потенциал.
Все элементы в процессе формирования и развития интеллектуального потенциала взаимодействуют между собой: знания и способности работников воплощаются в организационные процессы и связи с партнерами, которые, в свою очередь, создают базу для устойчивых и продолжительных отношений с клиентами; сотрудничество с клиентами и партнерами помогает накапливать опыт, развивать знания и способности работников, создавать базы данных и т.д.
При этом интеллектуальный капитал как основа инновационного потенциала компании нацелен на будущее. Наиболее успешно интеллектуальный капитал развивается в процессе создания новой продукции и осуществления мер по освоению новых ниш на товарных рынках. Развитие зависит от того, насколько успешно компания может для этого организовать исследования и разработки, сконцентрировать необходимые интеллектуальные, материальные и финансовые ресурсы.
В свою очередь в процессе взаимодействия различных составляющих интеллектуального капитала можно получить положительный эффект, который будет не пропорционален приложенным усилиям. Поэтому один из секретов успешного формирования интеллектуального капитала компании кроется в эффективном взаимодействии, взаимопроникновении разных видов интеллектуального капитала (в том числе таком, в рамках которого осуществляется перенос знаний из сферы взаимодействия с внешними контрагентами организации во внутрикорпоративные системы и закрепление их гам с целью широкого использования сотрудниками). Носителями интеллектуального капитала являются специально подобранный и подготовленный персонал компании, а также ее структуры и клиенты.
Актуальность настоящей работы связана также с рассмотрением человеческого капитала как одного из важнейших факторов в создании интел-
Знание, таким образом, является более широким понятием, чем информация:. Следовательно, мы констатируем, что в общем подходе происходит некоторое-замещение понятия «знание» понятием«<информация»: единственное отличие знаний от информации заключается в-высоком; качестве первого. Причем; рассматриваемые: авторами; знания? и информация необходимы, лишь для; формирования- и. принятия'решений. Таким образом;. ИК в данном- подходе-рассматривается лишь, как знания, необходимые для принятия: решений.. Самый простой анализ такого-определения показывает его узость.
Представим себе специалиста,.который-имеет-все необходимые знания, чтобы выполнять работу, на которую его приняли, но он относится к своей работе крайне неряшливо, часто допускает ошибки. Поэтому при всех своих знаниях, такой специалист может иметь отрицательную эффективность для работы компании. Вспомним Чернобыль, когда два сотрудника; обладающие всеми необходимыми знаниями, проходящие ежегодные аттестации;, стали виновниками трагедии, которая потрясла весь мир.
Весь интеллектуальный капитал компании Г. Макконоши как сторонник
11
общего подхода делит на три составляющие? :
1. Непосредственно сам интеллектуальный капитал — это знания, об-ладающие потенциальной ценностью, то есть идеи. Как таковой интеллектуальный капитал не имеет реальной ценности, пока он еще не защищен и не используется (это утверждение будет нами использовано в дальнейшем).
2. Интеллектуальная собственность (ИС) - это знания, которые являются чьей-либо собственностью. ИС по определению, имеет количественный стоимостный потенциал, который, зависит от его потенциальногоиспользования. Этот стоимостный потенциал, однако, остается не реализованным до тех пор, пока ИС не используется каким-либо образом. ИС - собирательное понятие, применяемое для обозначения прав^
17 Макконоши Г. Управление интеллектуальными активами - существенный вклад в бизнес (опыт «Доу келшкал») И Труды международной конференции «Коммерциализация технологий: российский и мировой опыт», Санкт-Петербург, 7-10 июля 1997.-СПб., 1997-е. 169-171.
• ‘ • 14
- на результаты интеллектуальной (творческой) деятельности в области науки и техники;
- на средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров или услуг;
- на защиту от недобросовестной конкуренции;
К объектам прав ИС относят изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные, коммерческие наименования и обозначения.
Интеллектуальная собственность компании может быть количественно оценена. На сегодняшний день категория ИС является хорошо изученной и разработанной, как в описательном, так и в оценочном плане. Но проблема заключается в том, что большинство фирм не обладает данным видом ИК, и, следовательно, использовать его для оценки весьма сложно.
3. Интеллектуальные активы - знания, имеющие определенную стоимость и используемые определенным целенаправленным образом. Так патенты, лицензируемые для конкретной цели, превращают интеллектуальную собственность в интеллектуальные активы, имеющие для своего владельца определенную, выраженную в деньгах, стоимость. Примерами интеллектуальных активов, как показано в исследовании О.В. Новосельцева могут являться также торговые марки, авторские права, коммерческие секреты, «ноу-хау»18.
В качестве одно из важных моментов, которому уделяется внимание в общем подходе, является вопрос о ценности знаний компании. Понятие «ценности знаний» Л.Н. Крыштафович раскрывает через свойства информа-
19
ции .
Свойства информации: Качественная информация обладает важным свойством - ценностью. Категория «ценность информации» должна служить критерием выделения информации именно среди качественных информаций.
18 Новосельцев О.В. Аудит интеллектуальной собственности при оценке нематериальных активов/ О.В.Новосельцев И Хозяйство и право. - 1997. - № 4. - С. 55- 60.
19 Крыштафович А.Н. Управление знаниями - перспективное направление менеджмента / Л.Н. Крыштафович // Менеджмент в России и за рубежом. - 2003. - № 1. - С. 42 51.
15