Ви є тут

Образ жизни среднего класса в условиях модернизации российского общества

Автор: 
Истомин Вилен Юрьевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
302651
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ..............................................3-20
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДНЕГО КЛАССА В МОДЕРНИЗИРУЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ.....................................................................21-79
1.1. Образ жизни как социальный феномен современного общества: научно-теоретические подходы 21 - 48
1.2. Образ жизни среднего класса: опыт критического осмысления 49 - 79 ГЛАВА 2. ОБРАЗ ЖИЗНИ СРЕДНЕГО КЛАССА РФ: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И СТРУКТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 80-131
2.1. Типология образа жизни представителей среднего класса на современном этапе модернизации России.........................................................80-105
2.2. Региональная специфика образа жизни среднего класса РФ .. 106 — 131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................132 - 136
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 137 - 158
ПРИЛОЖЕНИЯ 159 - 171
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертационного исследования. Одним из ключевых моментов «Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г.», является положение о необходимости неуклонного увеличения численности среднего класса, представители которого к 2020 г. должны составить не менее 55-60% населения РФ. В условиях модернизационных преобразований отечественного социума актуальность научного исследования среднего класса обусловлена, прежде всего, способностью (претензией) последнего выступить гарантом стабильного и поступательного развития России, носителем ее инновационного потенциала. При этом успех модернизации в социально-экономической, политико-правовой и иных сферах жизнедеятельности зависит от степени осознания значимости и уровня поддержки наиболее массовыми слоями населения проводимых преобразований.
Следует отметить, что феномен отечественного среднего класса до настоящего времени не получил четкой трактовки и теоретического объяснения. Это обусловлено тем, что значительная часть российских исследователей исходила из достаточно противоречивого положения о том, что в условиях глобализации мира в России сформируется средний класс западного образца и страновые особенности, исторические и социокультурные характеристики в конечном счете нивелируются. На процесс его формирования, по историческим меркам, отводились короткие сроки, вследствие чего в обществе сложилось некое состояние неопределенности. В связи с этим становится актуальным проведение социологических исследоважш, направленных на изучение как специфики формирования и структуры российского среднего класса, так и его типологических характеристик, проявляющихся в образе жизни, ценностно-нормативных стратегиях и поведенческих практиках.
-3-
символического и т. д.) и учетом страновой (региональной) специфики реализации национальной модели модернизации, что приводит к диверсификации его признаков и элементов. При этом концептуальная структура образа жизни среднего класса, включающая объективные (качество, уровень, условия, стиль жизни) и субъективные (концепция, смысл жизни, жизненные планы) аспекты, типологизируется с использованием критерия возможностей наращивания социального (индивидуального, коллективного)* капитала: Одной из важнейших
характеристик принадлежности к среднему классу в условиях
модернизационных преобразований выступает инновационная направленность личностной концепции индивидов.
3. Реализация в РФ этатистской модели модернизации, где государство выступает агентом, во многом определяющим и-корректирующим направление преобразований, определяет факторы, способствующие (переход от сырьевой экономики к инновационной, поддержка и развитие малого и среднего бизнеса и др.) и препятствующие (гетерогенность среднего класса по составу, низкий уровень социальной мобильности) укреплению среднего класса как ведущего актора социального развития. Результаты проведенного эмпирического исследования позволяют выделить четыре типа образа жизни (цивилизационный; консервативный, активистский, новый*
формирующийся), соответствующие современной структуре (протокласс, «нижний» средний, «средний» средний, «верхний» средний)
отечественного среднего класса. Несмотря на противоречивость функциональных и структурных характеристик образа жизни представителей, идентифицирующих себя со средним классом, следует выделить его особенности: активность инвестирования в свой
человеческий капитал и будущее своих детей; отлаженность механизмов индивидуальной и групповой адаптации к последствиям
- 16-
модернизационных кризисов; система жизненных координат ориентирована на выстраивание индивидуальной «карьерной лестницы»; воспроизводство критериев жизненного успеха, характерных для развитых стран;, ”. ’* • ...
4. Исторические, социокультурные, экономические особенности развития- Волгоградской области обусловили замедленные, темпы формирования среднего класса (14%), по сравнению с общероссийскими (20- 25%). Компаративистский анализ структуры образа жизни среднего класса позволяет прийти к выводу о значительном влиянии: черт, характерных для советского периода истории, с включением: инновационных элементов в стиль жизни, стратегию повседневного* поведения, формулирование жизненных планов. При этом типологические модели (прагматическая, активная, конформистская, созерцательная) образа жизни волгоградцев, относящихся к среднему классу, в своей основе коррелируют с уровнем дохода, местом проживания (сельская или городская местность), сферой занятости.
Научная новизна исследования:
- систематизированы научно-теоретические подходы к исследованию образа жизни как целостной характеристики индивидуальных и коллективных практик.- жизнедеятельности, а также обоснована; эффективность применения концепции конструктивистского структурализма, акцентирующего внимание как на специфике освоения объема, так и соотношении способов реализации: социального капитала в условиях современного общества;
- предложены концептуальная структура и базовые характеристики образа жизни среднего класса, выделяемого в социальной структуре модернизирующегося общества на основе объективных (доход, уровень образования, характер труда, сфера занятости) и> субъективных (самоидентификация) признаков;
- 17-