Ви є тут

Динамика ценностных принципов российской бизнес-деятельности: социологический анализ

Автор: 
Кузеванова Ангелина Леонидовна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2011
Артикул:
302916
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение................................................................ 4
Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки
исследования ценностных принципов бизнес-деятельности.................. 28
1.1 Бизнес, бизнес-деятельность и предпринимательство: подходы к определению понятий.................................................... 28
1.2 Ценностные принципы бизнес-деятельности: основное содержание
и механизм формирования................................................ 52
1.3 Уровни реализации ценностных принципов бизнес-деятельности 80
1.4 Социальная ответственность как ценностный принцип бизнес-
деятельности.......................................................... 105
Глава 2. Динамика ценностных принципов бнзнес-деятельности в России: историческая ретроспектива.................................... 133
2.1 Становление и развитие российской бизнес-деятельности в IX-XV
вв.: формирование и реализация ценностных принципов................... 133
2.2 Отечественная бизнес-деятельность в XVI-XV1I вв.: ценностные принципы и их динамика................................................ 158
2.3 Ценностные принципы бизнес-деятельности в России XVIII -
первой половины XIX вв............................................. 185
2.4 Развитие ценностных принципов отечественной бизнес-
деятельности во второй половине XIX - начале XX вв.................... 215
Глава 3. Анализ ценностных принципов бизнес-деятельности в современной России.................................................... 246
3.1 Ценностные ориентации российских бизнесменов как основа формирования ценностных принципов их бизнес-деятельности.............. 246
3.2 Ценностные принципы современной российской
бизнес-деятельности на микроуровне реализации......................... 273
3.3 Мезоуровень действия ценностных принципов отечественной бизнес-деятельности................................................... 300
3.4 Реализация принципа социальной ответственности бизнеса в
2
современных российских условиях..................................... 325
Заключение.......................................................... 353
Список использованной литературы.................................... 379
Приложения.......................................................... 421
3
представителями различных слоев и групп. Именно стабильность в социальной сфере, снижение уровня конфликтности в обществе, стремление к согласию и выработке- решений на государственном- уровне, способствующих установлению’ социального консенсуса, способствуют формированию' благоприятных условий для развития бизнеса. При иных условиях бизнес приобретает криминальные черты, утрачивает социальную направленность, не способствуя общественному прогрессу. Сложившаяся; в обществе система образования и воспитания закладывает основы экономического поведения индивида, формирует его представления о целях и задачах бизнес-деятельности, задает нравственные ориентиры будущей рыночной инициативы. Все это предопределяет в дальнейшем образ мысли бизнесмена, в чьи цели в зависимости от полученного воспитания могут входить как получение прибыли законными способами, так и обогащение криминальным путем, а также нравственная оценка собственных действий. При этом следует учитывать уровень организации системы подготовки кадров для сферы бизнеса: содержание и структуру учебного процесса, практическую направленность обучения, систему финансирования, характеристики преподавательского состава, использование позитивного зарубежного опыта в деле подготовки будущих бизнесменов и повышения квалификации работающих специалистов. Особенности политики государства в отношении бизнеса, проявляющиеся в реализации инвестиционной, налоговой, кредитной политики, в действиях правительства, могут как создавать благоприятные условия для эффективного функционирования бизнеса, так и формировать барьеры на пути поступательного развития этого вида социально-экономической активности.
Подчеркнем, что важную роль играет юридическое обеспечение бизнес-деятельности, то есть наличие необходимой системы законодательных и нормативных актов, призванных создавать правовую основу бизнеса, задача которых - направлять деятельность бизнес-структур в
42
нужное для общества русло. Значимым фактором; влияющим на развитие бизнес-деятельности, следует считать отношение государства и общества к экономической, науке: поощрение исследовательской деятельности,
связанной- с поиском инновационных решений в. области ведения- бизнеса, формирование системы государственных заказов на подобные научные проекты, распространение передовых идей и наиболее эффективного бизнес-опыта на федеральном уровне.
Пропагандистская деятельность через средства массовой информации способствует популяризации решений, связанных с регулированием бизнес-деятельности, с формированием ценностных ориентиров коммерческой деятельности. Художественные образы, транслируемые через СМИ, приобретают в современном обществе огромную силу воздействия. Герои, чьи образы создаются в рамках массовой культуры, нередко являются своего рода проводниками новых идей, призванных воздействовать на сознание масс в целях формирования рыночного мировоззрения. Можно говорить о воспитательной роли тех индивидов, чья деятельность широко известна в обществе, воспринимается как образец для подражания, считается эталонной в определенной среде. Для развития сферы бизнеса важным становится декларируемое известными личностями отношение к ценностям бизнес-деятельности, их собственное участие в бизнесе, что оказывает стимулирующее воздействие на экономическое поведение масс, копирующих образ жизни своих кумиров.
Важным культурным фактором, влияющим на развитие бизнес-деятельности, являются религиозные представления и соответствующие им нормы морали, ориентирующие человека на реализацию своего потенциала, формирующие его представления о жизненном благополучии и одобряемых обществом путях его достижения. Нравственная атмосфера, сложившаяся в обществе, представляет собой основу формирования поведения человека как субъекта бизнес-деятельности. Отметим, что определенную роль играет принятая в обществе практика взаимоотношений людей (реализация идей
43