Ви є тут

Особенности семьи Уральского моногорода : социологический анализ

Автор: 
Сатыбалдина Елена Владимировна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
304269
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Стр.
Введение.......................................................3-12
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению семьи
1.1. Понятие семьи в социологии...............................13-35
1.2. Семья уральского моногорода: историко-социологический экскурс...................................................36-68
Глава 2. Функционирование уральской моногородской семьи в современных условиях
2.1. Семейные ценности жителей моногорода...................69-104
2.2. Характеристика супружеских отношений заводчан уральского моногорода..................................................105-132
Заключение..................................................133-140
Библиография................................................141-156
Приложения..................................................157
2
ВВЕДЕНИЕ
Современная отечественная экономика, объективно ощутившая недостаток в высококвалифицированных кадрах, заинтересована в стабильном воспроизводстве рабочей силы. Залог эффективной работы предприятия - наличие стабильного, мотивированного к труду, преданного предприятию коллектива. Ресурсом такого коллектива является семья, поскольку в ней в процессе социализации личности, осуществлении семейно-бытовых обязанностей формируются ценности добросовестного труда, дисциплины, преданности делу, товарищеской взаимопомощи.
Семья моногорожан является основой и важной составляющей социокультурного пространства Уральского региона, имеющего огромное государственное и стратегическое значение для развития Российской Федерации. По уровню урбанизированности этот регион занимает 3 место в России, при этом более трети населения УрФО проживает в малых и средних городах с численностью до 100 тыс. человек [178]. Большинство этих городов, по выражению Ж. Тибо, имеют свою «профессию» [19, с.23]. В настоящее время по оценке исследователей, в России существует 509 моногородов, в которых проживает 23% городского населения страны [95, с.30-34]. На территории Свердловской области расположено 18 монопрофильных городов, 12 из которых имеют федеральное значение.
Стабильность уральской индустрии традиционно поддерживалась кадровым фундаментом в виде семейных производственных династий. Доказательством тому является тот факт, что в 80-е гг. XX в. на промышленных предприятиях Свердловской области одновременно работало более 30 тыс. трудовых династий [167]. В семье успешно осуществлялась профессиональная социализация подрастающего поколения, являющаяся основой сохранения культуры трудовой династийности.
3
семью, сексуальное и добрачное поведение. По мере накопления эмпирической информации, отмечает М.С. Мацковский, «процесс изучения социологии семьи определяется как движение в глубь изучаемого феномена, о чем свидетельствует сокращение количества работ описательного характера и рост числа публикаций, раскрывающих сущность процессов, происходящих в семье, ее структуру и функции» [97, с.26].
Подход к изучению семьи как малой группе концентрируется на свойствах, которые оказываются важными для индивидов и благодаря которым становится возможным устойчивое функционирование семьи как подсистемы, выполняющей важные социальные функции. Семья выполняет функцию посредника в согласовании интересов личности и общества, соотношение которых определяет многообразные последствия для личности, семьи и общества, что является предметом изучения исследователей. В семье - малой группе присутствуют три формы взаимодействия: детско - родительские, супружеские и родственные [98, с. 17]. К критериям эффективного функционирования семьи относятся сплоченность, стабильность брака, общие пели и усилия на их достижения.
Следствием существования различных подходов к пониманию семьи является неоднозначное понимание сущности и содержания понятия семьи в современной исследовательской литературе. Для выработки авторской позиции но данному вопросу, нам представляется уместным проанализировать и сравнить определения сущности и содержания понятия «семья» в ракурсе вышеназванных подходов.
Определение сущности семьи как социального института мы находим у А.Г.Харчева, согласно которому «современную семью можно определить как институциированную общность, складывающуюся на основе брака и порождаемая им правовая и моральная ответственность супругов за здоровье детей и их воспитание» [174, с.27]. Семья и индивид
16
с точки зрения данного подхода, возможно, предстают несколько пассивными перед действием институциональных сил, поскольку необходимой чертой института является регламентация действий под влиянием внешних установленных норм. Согласия индивида в данном случае никто не спрашивает. По Веберу, господство норм института «покоится на согласии, признающим его легитимность» [23, с.56].
Содержанием семьи как социального института является ее социально значимые функции, такие как воспроизводство населения, преемственность семейных поколений, а также социализация детей и поддержание существования членов семьи, а также набор норм, невыполнение которых влечет санкции, семейные роли, соответствующие статусам и приписываемым поведенческим паттернам.
Сущностью семьи как малой группы, согласно М.С. Мацковскому является «совокупность норм и стандартов ухаживания, выбор брачного партнера, сексуального поведения, взаимоотношений с родителями будущих супругов и, наконец, санкций за невыполнение тех или иных норм» [97, с.22].
Это определение постулирует семью как малую группу, находящуюся в состоянии аффективной интенсивности и эмоциональной насыщенности отношений между членами семьи. В рамках данного подхода исследователи акцентируют внимание на важности межличностного взаимодействия [2, 43, 89, 97, 166]. Они настаивают на доминировании личного опыта членов семей на состояние конкретной семьи и отношение к ней окружающих. Социальное «давление» в форме социального контроля норм, традиций, общей социальной конъюнктуры, по их мнению, второстепенно.
Нам представляется спорным допущение о способности конкретной семьи к производству собственных, абсолютно независимых от диктата общества, ценностных ориентаций ее членов. Хотя состояние современной семьи все меньше зависит от внешнего воздействия
17