Ви є тут

Воспроизводство научных и научно-педагогических кадров в системе послевузовского профессионального образования Республики Адыгея : социокультурный анализ

Автор: 
Водождокова Зарема Нальбиевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
304363
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение.......................................................3
Глава I. Теоретико-методологические основы воспроизводства научных и научно-педагогических кадров в системе послевузовского профессионального образования..........................................17
§1.1. Система послевузовского профессионального образования:
историко-социологический анализ.....................................17
§ 1.2. Послевузовское профессиональное образование как социокультурная ценность.....................................................41
§ 1.3. Традиции и инновации в системе послевузовской подготовки научных и научно-педагогических кадров................................58
Глава II. Особенности воспроизводства научных и научнопедагогических кадров в Республике Адыгея...........................73
§ 2.1. Социокультурная характеристика системы послевузовского профессионального образования. ......................................73
§ 2.2. Специфика самопозиционирования аспирантов и соискателей в
науке и в высшей школе..............................................89
§ 2.3. Адаптация молодых ученых к модернизационным и глобализационным процессам....................................................110
Заключение...................................................127
Литература...................................................136
Приложение...................................................151
а
тенденций, сложившихся в российской образовательной системе - через призму гуманизации, гуманитаризации, непрерывности, интернационализации, регионализации, интеграции образования России в мировое образовательное пространство.
3. Рассмотрение концептов «традиция» и «инновация» в системе послевузовской подготовки научных и научно-педагогических кадров позволило установить их диалектическую взаимосвязь, проявляющуюся в возможности рассмотрения традиций и инноваций как взаимосвязанных и взаимодействующих понятий. Несмотря на то, что традиции символизируют стабильность, а инновации - развитие, их взаимосвязь актуализируют такие черты, как изменчивость и вариативность.
4. Социокультурная характеристика системы послевузовского профессионального образования Республики Адыгея выявила исторически сложившиеся традиции в системе подготовки кадров, проявляющиеся как в аспирантском сообществе, получающем послевузовское образование, так и в аспирантуре, осуществляющей подготовку кадров. Социокультурная характеристика представлена количественными и качественными показателями, между которыми установлена корреляционная зависимость.
5. Специфика самопозиционирования аспирантов и соискателей в науке и в высшей школе заключается в рассмотрении показателей с учетом трех уровней подготовки: до закрепления в сегменте послевузовского профессионального образования, после закрепления в сегменте послевузовского профессионального образования и после защиты диссертационного исследования. При этом содержательными компонентами анализа являются научно-исследовательская деятельность исследователя, его взаимоотношения с агентами социализации, профессиональные планы. Рассмотрение особенностей самопозиционирования аспирантов и соискателей в науке и в высшей школе позволило выделить две группы исследователей - «мобильных» и «пассивных».
14
6. Особенности адаптации молодых ученых к модернизационным и глобализационным процессам связаны с социокультурными притязаниями, к которым относятся духовные (самореализация, профессиональный рост, перспектива культурного развития, желание/нежелание заниматься научной и/или научно-педагогической деятельностью и т.д.) и материальные (обеспечение материального достатка). В зависимости от ситуации, сложившейся в социокультурном окружении, молодые ученые отдают приоритеты определенной профессиональной нише. В связи с этим для полноценной адаптации молодых ученых к процессам модернизации и глобализации необходима целенаправленная поддержка молодых ученых, начиная с момента прохождения ими аспирантской подготовки.
Теоретическое и практическое значение исследования.
- Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении и научном осмыслении проблем воспроизводства научных и научно-педагогических кадров в системе послевузовского профессионального образования.
- Теоретические положения и выводы диссертационного исследования могут применяться при рассмотрении социокультурной специфики воспроизводства научных и научно-педагогических кадров на трех уровнях: федеральном, региональном, локальном (вузовском).
- Некоторые положения и выводы диссертационной работы могут представлять интерес при разработке программ по привлечению и закреплению молодежи в науке и в высшей школе.
- Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов, содержащихся в диссертационной работе, при разработке лекций по социологии культуры, а также но социологии образования, социологии науки, социологии молодежи.
Апробация результатов работы.
Диссертация обсуждалась на заседании кафедры философии и социологии ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет» и рекомен-
15