Ви є тут

Качество жизни профессорско-преподавательского состава высших военно-учебных заведений в современной России

Автор: 
Колонтаев Валерий Александрович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
304678
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВЫСШИХ ВОЕННОУЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ...........................................12
1.1 .Профессорско-преподавательский состав высших военноучебных заведений как социально-профессиональная группа................................................12
1.2.Современные социологические подходы к изучению проблемы качества жизни социально-профессиональной группы.34
1.3. Показатели оценки качества жизни профессорско-преподавательского состава военных
вузов.................................................51
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВОЕННЫХ ВУЗОВ....................70
2.1.Показатель «оплата труда» в структуре оценки качества жизни профессорско-преподавательского состава военных вузов.70
2.2.Льготы (военнослужащим) в структуре оценки качества жизни профессорско-преподавательского состава военных вузов.92
2.3.Показатель «гарантия занятости» в структуре оценки качества жизни профессорско-преподавательского состава военных вузов... 111
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................130
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..........................................133
ПРИЛОЖЕНИЯ..................................................148
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена взаимосвязью развития человеческого и инновационного потенциала страны, с одной стороны, и уровня национальной безопасности и обороноспособности - с другой, что отмечено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2010 года. В свою очередь, Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года ставит задачу повышения качества жизни военнослужащих и их семей. Обращение к вопросам качества жизни отдельной социально-профессиональной группы современного российского общества - преподавательского состава высших военно-учебных заведений определяется особым статусом этой группы и ее влиянием на происходящие в обществе социальные процессы. Активное формирование новой системы социальных ценностей и приоритетов рыночной направленности, поощряющей ' личную инициативу, предприимчивость, инновационность, обогащение и гарантирующей высокое качество жизни, не может быть распространено на ряд структур государства, самыми крупными из которых являются армия и система МВД. Возникает сложнейшая задача формирования и эффективного существования наряду с указанными ценностями принципиально иной системы ведущих приоритетов, таких как долг, преданность, готовность выполнить приказ, готовность к самопожертвованию, офицерская честь. Решение этой задачи возложено на военных преподавателей и осуществимо только при условии аналогичной гарантии - высокого качества жизни. Руководство страны это понимает и предпринимает определенные действия. В частности, Д.А. Медведев сообщает, что «...оклады по должности и званию, а также военные пенсии будут существенно повышены» [66], В.В. Путин декларирует необходимость «...расширять возможности для переобучения и трудоустройства, в том числе прорабатывать идеи о введении системы государственных образовательных именных сертификатов, с помощью
группы. Последнее является наиболее приемлемым для нас в рамках данной работы.
Отечественные исследователи представляют три основных подхода к пониманию профессии: деятельностный, личностно-квалификационный и стратификационный. Деятельностный (О.И. Шкаратан) трактует профессию в традициях марксизма. Личностно-квалификационный (С.Г. Струмилин, В.И. Паниотто, В.Г. Подмарков, Г.А. Чередниченко, В.Н. Шубкин) подчеркивает необходимость специальной подготовки для осуществления трудовой деятельности, формирования специфических умений и навыков, единство объективных условий труда и субъективного (личностного). Так, для В.Г.Струмилина «профессия - совокупность приобретенных школьной или внешкольной выучкой специальных трудовых навыков, совмещаемых обычно в одном лице и объединяемых общим названием, например, слесаре столяр, скрипач» [123, с. 12]. В.Г. Подмарков понимал под профессией «усвоенный самой личностью способ ее включения в трудовой процесс, аккумуляция качеств, необходимых для выполнения трудовых функций» [91, с.55]. В русле данного подхода в социологии труда используется следующее определение: профессия - это род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических и практических навыков, приобретенных в результате образования, опыта работы.
П. Сорокин отмечает наличие «низших» и «высших» профессий в рамках своей теории социальной стратификации и выделяет три системы социальной стратификации: экономическую, профессиональную и
политическую [112, с. 298-302]. Такой подход можно обозначить как стратификационный (В.В. Радаев, О.И. Шкаратан). На наш взгляд, в современных условиях непрерывного развития социально-экономической сферы, быстрого возникновения и отмирания профессий (особенно связанных со сферой информационных технологий) следует обратиться к синтетическим определениям и понимать профессию как социальный механизм дифференциации и специализации трудовой деятельности на
15
видовом и внутривидовом уровне, функционирующий как средство развития содержания труда. Для появления профессии необходимо соблюдение двух условий: обособление деятельности и закрепление ее за определенной социальной группой. В данном случае профессия является для этой группы источником средств существования [6, с. 11-17, с. 114-116]. Данный интегративный подход наиболее подходит для нашего исследования, поскольку очерчивает предпосылки дифференциации качества жизни различных профессиональных групп.
Следует отметить традицию российской социологической науки в исследовании интеллигенции, которая трактовалась ранее как прослойка, а сейчас - как совокупность групп. В советской социологии интеллигенция рассматривается преимущественно как социально-профессиональный тип и выделяется по профессиональному и образовательному признакам (работа, связанная со сложным умственным трудом в сфере материального и духовного производства, с наличием специальной квалификационной сертификации). Преподаватели являются представителями профессии интеллектуального труда. Е.А. Гришина отмечает, что в современной России имеется особая социально-профессиональная группа - научная интеллигенция, для которой идентификация с наукой и научным сообществом остается основой для формирования жизненных смыслов и целей [30, с. 60-70].
При классификации групп по размеру профессиональная группа может быть рассмотрена как разновидность большой социальной группы [27, с.96]. Основной характеристикой профессиональной группы являются выполняемые ею трудовые функции. Важную роль играют квапификационные требования, предъявляемые к той или иной профессии и профессионатьной роли, выполняемой человеком в процессе трудовой деятельности. Таким образом, при рассмотрении профессиональной группы на первое место выходят ее производственно-технологические функции. В свою очередь В. Гуд [159, с. 45-55], утверждает, что характеристиками
16