Ви є тут

Трудовые ценности современной студенческой молодежи

Автор: 
Корж Наталья Владимировна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
304767
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Cf p.
Введение.......................................................... 3
Глава Г Теоретические основы исследования ценностей и ценностных установок студенческой молодежи: социологический анализ....... 15
1.1 Динамика ценностей и ценностных ориентаций в трансформирующемся обществе......................................... 15
2.2 Ценностные ориентации студенческой молодежи в сфере труда..... 44
Глава 2 Основные факторы формирования трудовых ценностей студенческой молодежи (на примере студентов вузов города Пензы) 70
2.1 Влияние вторичной занятости студенческой молодежи на трудовые ценности............................................................ 70
2.2 Роль профессионального образования в формировании трудовых
стратегий студенческой молодежи................................... 103
Заключение........................................................ 128
Библиографический список........................................... 132
Приложение А...................................................... 149
Приложение Б...................................................... 158
2
Введение
Актуальность темы исследования. Проблема трансформации трудовых ценностей занимает особое место в новых социально- экономических условиях России. Переход к рыночным отношениям разрушил старую систему мотивации, а новая система трудовых ориентаций находится в стадии формирования. Все это привело к смене ценностных приоритетов в сфере труда и профессиональных установок. Изменение ценностной системы общества затронуло молодое поколение в большей степени, чем другие слои общества, в силу его особой восприимчивости и высокой социальной мобильности.
На фоне мировоззренческой неопределенности молодежи, негативного влияния средств массовой информации, насаждения психологии общества потребления происходит трансформация ценностных основ. Дифференциация и материальное расслоение общества, возникшее в современных социально-экономических условиях, негативно влияет на ценности и ориентации в сфере труда молодого поколения россиян и стимулирует его отчуждение от трудовой деятельности.
В связи с переориентацией ценностной системы общества отношение к трудовой деятельности у молодого поколения претерпело значительные изменения. Высокая мотивация к труду у студенческой молодежи основана не только на стремлении стать высококвалифицированным профессионалом, но и во многом связана со стратегиями получения материального достатка, построения профессиональной карьеры и самореализации. Сложившуюся тенденцию можно считать положительной, поскольку выдвижение материального и профессионального мотива занятости в качестве главного ориентира свидетельствует о высокой экономической активности молодого поколения.
Исследование ценностных ориентаций, предпочтений и приоритетов
молодежи в сфере труда позволяет выявить направленность и содержание
трудовой активности молодого поколения и в конечном счете определить
3
Глава 1 Теоретические основы исследования ценностей и
ценностных установок студенческой молодежи: социологический анализ
1.1. Динамика ценностей и ценностных ориентаций в трансформирующемся обществе
> Каждому обществу присущ сложный процесс формирования ценностей и отношения к ним. Трансформация жизненных ценностей населения является важным показателем происходящих социокультурных перемен, а образцы ценностей напрямую зависят от социокультурных характеристик общества. Необходимо отметить, что ценностное отношение является ведущим фактором в процессе жизнедеятельности человека и общества в целом, поскольку человек соотносит и согласует свое поведение с личными и общественными целями, выступающими в виде ценностей. Ценностная проблематика связанна с культурными формами и социальными отношениями, поэтому по системе ценностей можно судить не только о материальных и духовных потребностях личности, но и о социокультурном состоянии конкретного общества.
Проблемы детерминирования ценностей и ценностных ориентаций
рассматриваются в работах многих ученых из различных научных
направлений. Одним из первых в социологии к анализу ценностей обратился
М. Вебер. По мнению социолога, под ценностью понимается норма, которая
имеет определенную значимость для социального субъекта. Среди мотивов
человеческой деятельности М. Вебер выделял: традиции, цели, аффекты
(эмоции) и ценности. Он отмечал, что ценностное действие соответствует
«“заповедям” или “требованиям”, в повиновении которым видит свой долг
индивид» [12, с. 628]. Только то, человеческое действие, которое
ориентировано на общественные «требования», является ценностно-
рациональным. Согласно М. Веберу, ценностно-рационально действует тот,
кто руководствуется своими убеждениями о важности того или иного
15
предмета или явления. Социолог отмечает, что индивид в своей повседневной деятельности может соотносить свое поведение с конкурирующими целями, не ориентированными на «заповеди» и «требования», и направляет свои действия на удовлетворение потребностей в определенном порядке. В этом случае цели выступают как субъективные потребности, включенные в шкалу сознательно взвешенной необходимости (принцип «предельной полезности») [13, с. 629]. В связи с этим ценности не только выступают мотивом человеческого поступка, но и служат фундаментальными нормами любых видов действий. М. Вебер особо подчеркивал роль этических и религиозных ценностей в развитии общества.
В концепции Э. Дюркгейма проводится анализ влияния ценностнонормативных систем личности и общества. Социолог подчеркивал, что система ценностей целого общества выступает в виде совокупности ценностных представлений отдельных людей. Он полагал, что шкала ценностей, является независимой от индивидуальных и переменных оценок индивидов. Люди принимают от общества уже устоявшуюся систему ценностей и приспосабливаются к ней. Поведение человека в обществе определяется внутренним принятием ценностей через призму общественного мнения, выступающего нравственным авторитетом для субъекта. «При непринятии общественных ценностей общество противостоит попыткам выступить против него» [40, с. 99]. Э. Дюркгейм выделил иерархию ценностей: экономические, нравственные, религиозные, эстетические, метафизические. Вместе с тем социолог говорит о трудностях построения иерархии ценностей: то, что ценно для одних, может отвергаться другими. Системы ценностей могут выступать в качестве индивидуальных и коллективных ориентиров действий людей. По мнению Э. Дюркгейма, если все виды ценностей родственны друг другу, а некоторые из них давно укоренились в пашей действительности, то и другие не зависеть от нее не могут [39, с. 106].
16