Ви є тут

Самоопределение старшеклассников при выборе профессии: социологический анализ

Автор: 
Онипко Анна Александровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
305131
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение................................................................3
Глава 1. Теоретико-методологический анализ сущности и содержания самоопределения старшеклассников при выборе профессии.................13
1.1. Самоопределение как социокультурный процесс......................13
1.2. Факторы, влияющие на самоопределение учащихся
при выборе профессии..................................................44
Г лава 2. Противоречия самоопределения учащихся при выборе профессии в современных условиях......................................91
2.1. Влияние семьи и школы на самоопределение современных
учащихся при выборе профессии.........................................91
2.2. Роль общественной системы ценностей в процессе
самоопределения школьников при выборе профессии......................118
Заключение...........................................................146
Список источников....................................................153
и
Введение
1
Проблема самоопределения; в профессии актуализируется с началом развития индустриального общества, когда возрастает потребность в специалистах разного профиля. Кроме того, в этот период происходит распад сословного строя общества, определяющий-сферу деятельности индивида на протяжении многих веков. Постепенно разрушается механизм традиционной профессиональной преемственности в семье. В условиях социализма ориентиры профессионального самоопределения создавало государство^ подкрепляя их: определенными социальными и материальными гарантиями, (трудоустройство; жилье; дошкольные учреждения, и т.д.);. которые, практически, полностью исчезают в условиях рыночной экономики..
Современная жизнь характеризуется, не только благоприятными условиями для; выражения человеком, своей индивидуальности, но и предъявляет к нему жесткие требования.- умение самостоятельно выбирать оптимальные варианты поведения в непредсказуемых ситуациях. Молодое поколение испытывает на себе все эти изменения. Перед личностью практически постоянно встают проблемы, связанные с выбором, причем решать эти проблемы, как отмечают современные исследователи?, приходится чаще всего в одиночку, самостоятельно, опираясь на: имеющиеся-знания и жизненный опыт. Поэтому самоопределение как особая социокультурная деятельность.становится основой жизни современного человека.:
Кроме того,, социальные изменения; связанные с реформированием экономики, системы образования, которые произошли в России за последние десятилетия, оказали большое влияние на ценностные ориентации и жизненные пути молодежи. Произошли значительные преобразования в системе тех объективных и субъективных факторов, которые оказывают влияние на определение молодежью своего жизненного пути, выбора профессии. Сохраняется проблема соответствия этого выбора потребностям рынка труда и тем
1 См.: Веселкова И.В., Прямикова Е.В. Социальная компегапность взросления. - Екатеринбург, 2005. - С.44
знает и может (философия Нового времени). Самоопределение связывается с жизненным миром человека, поиском смысла жизни. Отсюда философская трактовка самоопределения приводит к пониманию последнего как некоего творческого процесса - творение самого себя через самопознание, самооценку, самовоспитание, самообразование, самоутверждение, самореализацию и самоактуализацию V .
Такое понимание самоопределения как. творчества противопоставляется самоопределению как выбору среди жизненных альтернатив, где необхо-
• • . • . * ' * I
дим, прежде всего, разум..В'хамотворчестве же большое значение имеет интуиция. Философский подход дает нам понимание того, что в процессе самоопределения важную роль играют внутренние силы самого человека, его способность анализировать и чувствовать, самого себя' (саморсфлексия) и окружающий мир. Внешнее самоопределение человека (социальное, самоопреде-
* I * •. * * ' *
лсние)-связывается:с понятиями, свободы, и самоограничений, индивидуальности и самоотождествеления. Здесь речь идет о личностном самоопределении, то есть,о становлении личности в процессе, ее развития, в социуме. Человек сам.творит из себя личность.
Важно отметить, что некий.энергетический источник самоопределения,. ■ таким образом, находится внутри самой личности (как у Н;-Бердяева - «свободная социальность, заданная личностью, изнутри»5). Это стремление к целостности своего «Я», которое осознается каждым как необходимое. И такое самоопределение охватывает все сферы.жизни человека. Самоопределение в профессии в данном контексте вписано в личностное самоопределение: познание самого себя как человека, способного к определенной деятельности, понимание смысла этой деятельности для. себя и для других, развитие своих профессиональных навыков.
Таким образом, философское понимание феномена самоопределения раскрывают его основные черты, такие как свобода выбора и одновременно выбор из более ли менее конкретных реальных и доступных альтернатив и
4 См.: Едалина Н. Л. Самоопределение личности как путь к себе. - Екатеринбург, 2003. - С. 29-36
5 Цнг. по Едалина Н. Л. Самоопределение личности как пуп» к себе. - Екатеринбург, 2003. - С. 11
- ■ 15
возможностей - как внешних (окружающая ситуация, культура), так и внутренних (собственная природа), а также взаимодействие человека и общества. «Содержанием самоопределения становиться поиск оптимальных вариантов реализации того, что дала человеку природа, и что он сам усваивает в процессе приобщения к культуре»6. Таким образом, говоря о самоопределении, мы имеем дело с некой «двусторонне-направленной» активностью личности - это одновременно активность «вовнутрь», направленная соответственно на выявление индивидуального, и внешняя направленность - учет ситуации, культурных, социальных условий и т.п.
Философское понимание самоопределения, личностного самоопределения в-частности-, делает основной акцент на «самоопределяющемся», ему дается право не только на выбор, но и на «самотворение». 'Го есть, самоопределяясь, человек не только познает самого себя, он способен находить в себе и расширять свои изначальные возможности. Вместе с самоопределением происходит так называемая «самотрансценденция» (по В. Франклу) -«...полноценность человеческой жизни определяется'через его трансцендентность, то есть способность «выходить за-рамки самого себя», а главное — в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни»7.
В этом одновременно заключаются и- большие познавательные и методологические возможности данного подхода, и его ограничения.
Не каждый человек в силу своей природной данности способен осознать необходимость познания самого себя, своей природы; очень сложно бывает понять, каким образом можно эту природу реализовать в конкретных социальных условиях. С позиций педагогического похода самоопределение понимается как некий навык, которому необходимо специально обучать лич-
о
ность, начиная с детского возраста . Способность к самоопределению возни-
6 Мерснкоп A.B. Методика формирования у школьников навыков самоопределения. - Екатеринбург, 2006. - С. 14
7 Цит. но. Пряжииков Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. - М., 1999. - С. 16
8 См.: Кульнсвич С. В. Менеджмент профессионального самоопределения: Учсбно-мстодичсское пособие для студентов и педагогов, пытающихся думать. - Воронеж, 1998.; Мсрснков Л. В. Методика формирования у школьников навыков самоопределения. - Екатеринбург, 2006.