Ви є тут

Адаптация семьи к условиям модернизации российского образования : на примере единого государственного экзамена

Автор: 
Ибрагимова Алиса Ахтямовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2012
Артикул:
305430
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................... 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ АДАПТАЦИИ СЕМЬИ К УСЛОВИЯМ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ...................... 16
1.1. Социальная адаптация в предметном поле социологии. 16
1.2. Методологические подходы к изучению адаптации семьи к
условиям модернизации российского образования............... 50
Глава 2. АДАПТИВНЫЕ РЕСУРСЫ И СТРАТЕГИИ СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ..................... 70
2.1. Адаптивные ресурсы семьи.......................... 70
2.2. Стратегии адаптации семьи к условиям модернизации
российского образования..................................... 101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................. 126
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.............................. 136
ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................. 160
£
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современный этап развития российского общества характеризуется глубокой трансформацией всех сфер его жизни, деятельности всех социальных групп и институтов, для которых проблема адаптации приобретает универсальное и актуальное значение. Особый интерес вызывает проблема социальной адаптации семьи, которая фокусирует все кардинальные изменения, происходящие в обществе, обусловленные взаимодействием различных факторов внешней среды, изменением социального окружения на макро- и мезоуровне. Семья переживает процесс утраты старых образцов и механизмов адаптации и формирования новых стратегий приспособления к изменившимся условиям жизни.
Актуальность данной темы обусловлена не только спецификой жизнедеятельности института семьи в новых условиях, но во многом связана с недостаточной исследованностью проблемы взаимодействия семьи с другими социальными институтами и, прежде всего, с институтом образования, который в России на протяжении последних лет находится в состоянии непрерывного обновления и модернизации. Проведенные в, последние годы социологические исследования показывают, что в ситуации кризиса, который переживает система образования в целом, ослабления социальных функций государства, государственной поддержки детей и молодежи, происходит утрата доверия семьи институту образования. Это находит свое отражение в процессах адаптации семьи, которые в условиях нестабильного окружения принципиально отличаются от адаптации в ситуации стабильной внешней среды, где протекают хорошо прогнозируемые процессы. Поэтому последствия адаптации российской семьи к условиям модернизации образования не адекватны последствиям и результатам современных западных обществ.
3
понимается «как процесс уравновешивания организма с окружающей средой»1. Впервые данный термин был введен ученым X. Аубертом во второй половине XVIII веке. Под адаптацией он понимал повышение или понижение световой чувствительности при изменении освещенности. В настоящее время термин «адаптация» применяется в отношении человека и его внешней среды. Под «адаптацией» понимается «любое приспособление органа, функции, организма или общности людей (социума) к изменяющимся условиям среды»2, это «путь, которым системы любого рода «управляют» или отвечают на среду своего обитания»3. Современное понимание адаптации позволяет раскрыть ее как некий непрерывный процесс, который обусловлен постоянной изменчивостью организма и внешней среды. Данный процесс не прекращается ни на одно мгновение от момента зарождения до момента смерти.
Большой вклад в изучение адаптации внес канадский физиолог Г. Селье, который впервые в 1936 году сформулировал представление об адаптационном процессе. Адаптационный процесс представляет собой общую реакцию организма на воздействие фактора среды (внешней или внутренней), которая характеризуется стадийными изменениями жизнедеятельности, обеспечивающая приспособляемость организма к меняющимся условиям существования.4 Он выделил понятие адаптационный синдром. Адаптационный синдром представляет собой совокупность адаптационных реакций организма человека и животных, носящих общий защитный характер и возникающих в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятных воздействий — стрессоры. Г. Селье выделял две формы синдрома: общую и местную. При общем адаптационном синдроме в процесс вовлечены большинство органов и физиологических
1 См.: Тезаурус социологии: темат. слов.-сгтрав. / под ред. Ж.Т. Тощенко. - М.: Ю НИТИ-ДАН А, 2009. - С. 183.
J См.: Социологическая энциклопедия / Редкол.: А.П. Горкин, Г.Н. Карелова, Е.Д. Катульский и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. - С. 16.
3 См.: Большой толковый социологический словарь (Collins). Том 1 (A-О): Пер. с англ. - М.: Вече, ACT, 1999. -с.17.
4 См.: Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме / Пер. с англ. - М.: Медицина, 1960. - 254с.
17
систем организма. Местный адаптационный возникает при локальных повреждениях тканей.
В развитии адаптационного синдрома Г. Селье выделил три стадии:
1. «стадия тревоги» (период от нескольких часов до двух суток), выделяются две фазы — шока и противотока. Стадия противотока характеризуется мобилизацией защитных реакций организма. Организм готовится к противодействию стрессорному фактору и, если эти резервы достаточны, то быстро развивается адаптация;
2. стадия сопротивляемости — на данной стадии происходит повышение устойчивости организма к воздействиям, чтго приводит к расходованию адаптационных резервов. Существует два пути: стабилизация состояния и выздоровление или происходит истощение. При прекращении влияния стрессорного агента (ослабления его силы) изменения в организме нормализуются. В случаи чрезмерного сильного, длительного воздействия патогенного раздражителя могут стать несостоятельными адаптационные возможности организма. Происходит потеря резистентности;
3. стадия истощения — может закончиться гибелью организма.
Оптимальная реализация процесса адаптации приводит к появлению
ранее отсутствующей высокой устойчивости организма к фактору, который вызвал данный процесс.
Итак, адаптация способствует организму проживать жить в условиях, которые были практически несовместимы с жизнью, при этом выполняя неразрешимые ранее задачи. Действующий чрезвычайный фактор с высокой интенсивностью может привести к нарушению жизнедеятельности организма.
В целях нашего исследования обратим особое внимание на подходы таких наук, как психология и социология, которые испытали взаимное влияние друг на друга и зачастую трудно однозначно определить дисциплинарные рамки проводимых ими исследований.
В психологии при интерпретации феномена «адаптация» акцент
18