Ви є тут

Теоретические проблемы творчества татарских композиторов периода 50-60-х годов

Автор: 
Бражник Лариса Владимировна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1982
Артикул:
321005
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНКЕ
ВВВДЕНИЕ стр.
1. Пути развития татарской профессиональной музыкальной культуры за период с 20-х по
60-е годы XX века........................................ 2
2. Советское музыкознание о татарской музыке. .... 5
ГЛАВА I. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЛАДОВОЙ СПЕЦИФИКИ ТАТАРСКОЙ НАРОДНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МУШКИ............................................................ 13
ГЛАВА П. О ТЕМАТИЗМЕ И ТЕМАТИЧЕСКОМ РАЗШТИИ В ТАТАРСКОЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ 50-х И 60-х ГОДОВ..................................................... 36
ГЛАВА Ш. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГАРМОНИЧЕСКОГО СТИЛЯ ТАТАРСКОЙ МУЗЫКИ
1. Формирование норм гармонии в музыке татарских композиторов старшего поколения............................. 75
2. Характерные аккордовые структуры татарской
музыки................................................. 86
3. Натурально-ладовая гармония, ее свойства
и ф°РШ преобразования....................................105
4. Развитие гармонии в творчестве татарских композиторов 60-х годов................................... 119
ГЛАВА 1У. ПОЛИФОНИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ 50-х и 60-х
ГОДОВ..................................................130
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................... Т54
ВВЕДЕНИЕ
I. Пути развития татарской профессиональной музыкальной культуры за период с 20-х по £Р.-е. ГОДЫ а;_.вем_______________
Отличительной чертой музыкальной культуры Советского Союза является богатство и разнообразие ее национальных истоков, связанное с историческим прошлым каждого народа, входящего в многонациональное содружество нашей страны. Однако в этом разнообразии нетрудно усмотреть общие тенденции, сложившиеся в результате коренного преобразования социальной и духовной жизни народов России после Великой Октябрьской Социалистической революции. Судьба татарской советской музыки может служить одним из многих характерных примеров развития молодых национальных музыкальных культур Советского Союза. До революции устное народное творчество, накопившее многовековые традиции и характеризующееся многообразием жанров песенного творчества, было единственной сферой национального музицирования. Профессиональной татарской музыки почти не существовало. Это объясняется многими причинами, но в первую очередь национально-шовинистической политикой и социальным гнетом царского режима, а также догмами и диктатом ислама.
После Великой Октябрьской Социалистической революции татарский народ вместе с другими народами нашей страны ьстал на путь национального самосознания, который был предопределен ленинской национальной политикой молодого Советского государства. Одним из проявлений этого многообразного процесса явилось бурное развитие различных видов профессионального искусства. Музьжальная жизнь автономной республики 20-х годов богата важными и интересными событиями. В 1921 году открывается Татарский государствен-
- 23 -
жественно-прикладного творчества. Стремясь раскрасить ведущую мелодическую линию, народные исполнители (певцы и инструменталисты) обильно вводят интонационно-ритмические украшения. Большей частью мелизматика в татарских песнях построена на ангемитоновой основе. Вместе с тем, в орнаментировании нередко возникают и полутоновые сопряжения звуков, которые нельзя считать явлением случайным, прихотью отдельных исполнителей. При знакомстве с материалом сборников народных песен можно убедиться в существовании тожества песен, записанных разными фольклористами, в мелизматкке которых встречаются и полутоновые интонационные ячейки. При этом зачастую образуются типично диатонические тетрахорды и пентахорды. Вот один из вариантов широко бытующей народной песни.
Пример II
Однако расширяющая звукоряд орнаментика (опевавдая и заполняющая) не затеняет восприятие ладовой сущности этой и многих других подобных песен, в интонационном строе которых преобладают ангемитоновые обороты различного вида. Полутоновые ячейки не меняют характера мелодики, не вносят обостренного тяготения в общее
интонационное развитие. Звуки мелизматики, не имеющие самоетоя-
29
тельного ладового значения, выполняют лишь вспомогательную роль . Такой способ ладового развития имел, скорее, колористическое, чем конструктивно-действенное значение. Тем не гленее, введение полутоновых "вкраплений” в звуковую ткань песен не могло пройти бесследно для слухового сознания народа, оказав определенное влияние на его ладовое мышление.
Образование гемитоновнх ладовых форм в татарском фольклоре, как и музыке других народов, происходило по всей видимости и через взи мо проникновение ангемитоновых ладов оп
и их элементов . Выявлению ряда характерных особенностей ладо-
- 24 -
образования может помочь сравнительная характеристика ладов пентатоники. По степени звукового родства пентатоновые лады делятся на несколько групп. Наиболее близкими - четыре общих звука - являются пентатоновые лады, обладающие признаками одного наклонения и имеющие один звуковой диапазон (см.пример 12а), а также оба бестерцовых лада (см.пример 126).
Примеры 12а, 126 Три общих звука имеют лады малосептовой и бесквинтовой пентатоники (см.пример 13а), а также терцовые и бестерцовые пентатоновые лады противоположного наклонения (см.пример 136).
Примеры 13а, 136 По два общих звука в терцовых ладах разного наклонения (см.пример 14а) и в ладах большесекстовой и малосекстовой пентатоники (см.пример 146).
Примеры 14а, 146 Один общий звук имеют структурно противоположные лады - большетерцовая и бесквинтовая пентатоники.
Пример 15
Данная сравнительная характеристика в определенной степени объясняет внутреннюю природу некоторых многозвучных ладов, встречающихся в татарской музыке. Благодаря взаимодействию (совмещению) пентатоновых ладов с одноименными тониками или их структур-
от
ных элементов - трихордов и тетрахордов , глогут образоваться многозвучные ладовые формы с гемитоновыми соотношениями смежных
ор
ступеней, начиная от шестизвучных (гексатоновых) . Чаще всего это находит выражение в плавном интонационном движении с наличием полутоновых попевок. Для татарской музыки наиболее характерны несколько определенных видов гексатоники, которые можно рассматривать как результат взаимопроникновения элементов пентатоновых