Ви є тут

Тема города в графике петербургских художников XX века

Автор: 
МушараповаШварц Валерия Александровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2006
Артикул:
321012
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Введение
Тема города в изобразительном искусстве достаточно хорошо изучена как в западном, так и в отечественном искусствознании. Возможности подхода к этой проблеме вариативны, но, как правило, избирается локальная система координат. Работы, рассматривающие городской образ в графике или живописи, лежат в русле либо иконографического, либо чисто пейзажного исследования. Между тем, понятие города вбирает различные, далеко не автономные составляющие - это и архитектурное пространство, и социальный мегаполис, и многослойный культурный сплав. Поэтому в рамках изучения такого феномена как петербургский регионализм существует огромное количество исследований, освещающих те или иные аспекты городской структуры: краеведческих,
культурологических, собственно посвящённых творчеству петербургских художников.
Петербургское краеведение как особая форма общественного самосознания возникает лишь к началу XX века. Разумеется, работы по истории города (от Феофана Прокоповта до Георги) были и раньше, но они, оставаясь по форме своей скорее путеводителями, не являлись краеведческими по духу.
Ценными для нашего исследования явились общие историкоэтнографические и культурологические труды о Петербурге М. И. Пыляева,
Н.П. Анциферова, И. Э. Грабаря. Этот раздел включает и сборник статей Ю. М. Лотмана «Символика Петербурга и проблема семиотики города», работы М. С. Кагана «Град Петров в истории русской культуры», Авторами выявляются определяющие аспекты в иконографии Петербурга, такие как, структурированность, рациональность, панорамность, в связи с «театральностью петербургской пространственности». Вопросы, посвящённые петербургской культуре в том краеведческом контексте, который как особая форма самосознания формируется к началу XX в., обсуждаются на страницах многих периодических изданий - журналы
3
«Мир искусства», «Аполлон», «Золотое руно», в конце XX столетия издаётся ежегодный сборник «Петербургские чтения».
Следует отметить труды А. А. Фёдорова-Давыдова, заложившего в начале XX в. основы изучения городского пейзажа в России, исследования М. А. Алексеевой, посвящённые ранней петербургской видописи XVIII и XIX вв., монографию H. Н. Калитиной «Французская пейзажная живопись 1870 - 1970 гг.». Попытки структурировать развитие городской темы в изобразительном искусстве осуществлялись и в западном искусствознании. Основополагающей может быть названа статья 1977 г. Дэвида Мэлора и Яна Джефри «От порядка к апокалипсису: город в британском искусстве 1890-1940-х», опубликованная в каталоге передвижной выставки. Авторы выделяют три основные стадии формирования городского сюжета (обращаясь к традиции изображения городского пространства на рубеже XIX и XX вв.): «Условно историю изображения города можно разделить на три основных периода. Это создание упорядоченного образа города, изображение современного индустриального города и город-идиллия».1
Несколько иную, но также трёхчастную систему, возможно избрать в качестве основной методологической схемы развития пластических образов Петербурга в графике: на начальном этапе есть только город -объект, не «пропущенный» ещё через человека, через его субъективное восприятие, далее есть уже город и человек, но город этот пока ещё рядом, а не вместе со своим обитателем, такое соотношение города и человека предоопределяет ту органическую взаимопроникающую целостность, которая возникает первой трети двадцатого столетия
Отдельный блок исследований, освещающих творчество петербургских графиков, составляют как монографии, так и работы по истории различных художественных объединений Санкт-Петербурга. О выдающихся
1 Mellor David, Jeffrey Ian. From Order to Apocalypse - The City in British art 1890 - 1940 H Cityscape 1910 -1939: Urban themes in American, German and British art. A catalogue of a touring exhibition. - London, 1977. -P. 15-22.
§4. Жанрово-бытовые сцены в видовой литографии XIX века
Новые сюиты создаются теперь и в технике литографии. Как известно, она была изобретена в самом конце XVIII столетия. Французские художники открыли её первой половине следующего века как средство художественного творчества. В Санкт-Петербурге первые литографские заведения были открыты в 1816 году при военно-топографическом депо Главного Штаба и при Министерстве иностранных дел. Эти ведомственные мастерские, предназначавшиеся в начале исключительно для картографических работ, вскоре стали выпускать и художественную продукцию. И уже в 1823 году издаются литографированные «Собрания видов СПб и его окрестностей». Технике литографии, самой живописной из всех техник гравюры, доступно всё: передача фактуры материала, эффектов световоздушной пространственной среды. И, наконец, нужно учитывать её дешевизну, быстроту, техническую простоту исполнения, огромное количество оттисков.
К числу лучших изображений Петербурга относится и несколько серий литографированных видов города, изданных в 1821 - 1826 гг. только что возникшим Обществом поощрения художеств. Именно Обществу обязана литография тем широким распространением, которое она получила в 1820-х годах. С первых лет существования Общества, в 1821 -1826 гг. начали выходить серии «Собрания видов Санкт-Петербурга и окрестностей», а в 1826 году - гравированное «Собрание планов, фасадов и разрезов примечательных зданий Санкт-Петербурга». Одновременно Общество выпускало большое количество отдельных листов с видами города (илл. 9, 10). Эти издания с видами города распространялись не только в самом Петербурге, но и в самых различных городах России. К работе над изданием видов Петербурга были привлечены известные художники и литографы того времени: С. Ф. Галактионов (он исполнил наибольшее количество листов этой серии), М. Н. Воробьёв, А. П. Брюллов, К. П. Беггров, художник-декоратор К. Сабат, С. П. Шифляр и др. Эти
25
литографии города воспели Петербург пушкинского времени. Наконец, изданные Обществом поощрения литографии сыграли большую роль в развитии русского пейзажа, продолжая линию, намеченную ещё в творчестве Ф. Я Алексеева, впервые давшего в своих произведениях конкретные и живые картины города. По словам А. А. Фёдорова-Давыдова, именно с этих литографий, пользовавшихся в своё время большим успехом и признанием, «начинается победное шествие видовой литографии XIX века».1 Примечательно так же, что в литографиях, изданных Обществом поощрения художеств, большое внимание уделено изображению петербуржцев. В целом характерно стремление к передаче жанровобытовых сцен в видовых изображениях города.
В 1830 и 1835 гг. в Петербурге были изданы литографированные листы «Панорама Невского проспекта», выполненные по рисункам рисовальщика и акварелиста Василия Семёновича Садовникова (илл. 11). В 1830 году перед петербуржцами предстала левая сторона Невской першпективы, а через пять лет - правая. На панораме всё было изображено с удивительной тщательностью: мосты, фонари, деревья, архитектурные детали домов и убранство их фасадов. Впоследствии отдельные листы литографий были склеены вместе в виде свитка около десяти аршин длиной, наглядно демонстрирующего как выглядели обе стороны проспекта в эту эпоху.
На панораму Садовникова попали многие примечательные петербургские жители. На фоне дома Голландской церкви шагает А. С. Пушкин; быть может, он только что вышел из этого дома, где размещалась первая постоянная публичная выставка русских художников и где Андрей Прево показывал и продавал изданную им «Панораму Невского проспекта». Среди привычных фигур проспекта Садовников изобразил бывшего кастеляна Михайловского замка чудака И. С. Брызгалова в мундире павловского времени. В экзотичном восточном платье
1 Фёдоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж XVIII - начала XIX вв. - М.: Искусство, 1953. - С. 69.