Ви є тут

Нравственный потенциал семьи в системе факторов формирования ценностных ориентаций молодежи

Автор: 
Монахова Зинаида Николаевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2003
Артикул:
321282
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение...............................................................3
Глава 1.Теоретико-методологические проблемы процесса формирования ценностных ориентаций личности........................................11
1.1 Ценностные ориентации: сущность, содержание, динамика............11
1.2 Молодежь в системе поколений......................................27
1.3 Объективные и субъективные факторы формирования ценностных ориентаций........................................................38
1.4 Семья как основная сфера становления и развития нравственных приоритетов в системе ценностных ориентаций личности..............70
Глава 2. Социологический анализ влияния нравственного потенциала семьи на формирование и динамику ценностных ориентаций молодежи.............................................................106
2.1 Зависимость структуры и приоритетов ценностных ориентаций школьников и студентов от статуса родителей, от доходов, от образования по результатам социологического опроса)..............110
2.2 Динамика приоритетов в структуре ценностных ориентаций школьников и студентов (Вторичный анализ социологических исследований и материалы авторского анкетирования)..............................129
2.3 Механизм реализации нравственного потенциала семьи в формировании единства системы ценностных ориентаций и характера поведения молодежи в различных сферах деятельности.........................150
Заключение...........................................................184
Список литературы....................................................189
Приложения
204
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Россия в последнее десятилетие переживает глобальные перемены, которые повлекли за собой трансформацию социальной, политической и экономической систем общества. Результатом данного процесса является уничтожение общественных ценностей, провозглашаемых в советский период, и корректировка индивидуальных ценностных ориентаций россиян.
Молодежь это не только настоящее, но и будущее нашей страны, и поэтому ее настроение и поведение, ее моральный выбор служат своеобразным катализатором, определяющим общий нравственный, политический и социально-психологический климат.
Переход к рыночным отношениям привел к резкой дифференциации населения по жизненному уровню, к появлению значительных групп бездомных и безработных, к прогрессированию
социального сиротства - родители из неблагополучных семей выгоняют «лишние рты» на улицу. У молодежи из малообеспеченных семей, в условиях экономического кризиса уменьшаются возможности для жизненного самоопределения.
Процесс роста подростково-молодежной преступности достиг в последние годы кульминации. Российский закон "Об образовании", снизивший планку обучения до 9 классов, создал практические предпосылки вытеснения на улицу не только неуспевающих и трудновоспитуемых детей, но и «середнячков» и даже «хорошистов».
Наиболее криминализированной оказалась сфера молодежного досуга. Были «приватизированы» или сданы в аренду спортивные залы, подростковые клубы, а другие места отдыха и развлечений стали недоступными для
з
• интересы трудовых коллективов;
• интересы отдельных личностей.
Если потребности направлены, прежде всего, на предмет удовлетворения, на конкретную совокупность жизненных средств, то интерес направлен на социальные институты, учреждения, нормы отношений в обществе, от которых зависит распределение предметов, ценностей и благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей. Исходя из этого, социальный аспект интересов обусловлен тем, что тут всегда присутствует элемент сопоставления человека с человеком, одной социальной группы с другой.
По мнению диссертанта, потребности и интересы отражают субъективную и объективную сторону формирования ценностных ориентаций человека. Так, факторами, влияющими на формирование субъективного в индивиде являются, во-первых, сама личность со всеми ее природными качествами, а во-вторых, семья, которая с рождения прививает нравственные качества, сочетающие и потребности индивида и нормы общества.
А. Здравомыслов соглашается с тем, что можно рассматривать понятия объективного и субъективного в таком аспекте - объективно то, что не зависит от воли и сознания людей, субъективно то, что проходит через сознание. Иногда вводится уточнение в плане зависимости или независимости соответствующих категорий от сознания человека и общества. Но независимость от сознания и воли человека не означает, замечает ученый - независимости от сознания и воли общества. На разных уровнях социальной структуры объективное и субъективное как бы меняются местами.
Поэтому нельзя сказать, что потребности выходят из нашего сознания, а интересы не зависят от нас , а формируются только посредством среды. Интересы - это выражение, приспособившихся к окружающему обществу потребностей, а результатом этого процесса является выработанная индивидом своя персональная шкала ценностей. И сколько на земле людей - столько и персональных шкал ценностей, так как ценности всегда связаны с выбором. «
19
Поэтому при вполне одинаковых объективных данных, но различных субъективных, а также в обратном случае наличная действительность принимает совершенно иной вид: прекраснейшая и наилучшая объективная сторона при тупой, плохой субъективной все-таки даст лишь плохое действительное и настоящее». [209, с.357 ]
Диссертант считает , что как такового кризиса в системе ценностей нет и терминальные ценности «ядра» остаются стабильными надолго и меняются медленно с эволюцией всего общества , поэтому все зависит только от «тупых» или хороших «субъективных данных» , то есть все зависит от самого человека - «прогибаться» перед миром или «пусть мир прогнется для тебя».
Характеризуются и классифицируются ценности по многим критериям: по объективным характеристикам явлений ( материальные и духовные ценности); по субъективным ( для кого они выступают ценностями - общество, народ, нация, индивид); по типу потребностей субъекта (моральные, экономические, политические) [191].
В систему ценностей социального субъекта могут входить такие:
1) Смысложизненные (представление о добре, зле, благе, счастье);
2) Универсальные :
• нравственные (жизнь, образование)
• демократические (свобода, равенство)
• общественного признания (квалификация, трудоспособность)
• межличностные (честность, преданность)
• личного развития (собственное достоинство, честь
3) Практикулярные:
• традиционные (любовь, дисциплина)
• религиозные
• урбанистический (личный успех, социальная мобильность, соревнование в труде и таланте)
20