Ви є тут

Фациальные особенности мусковитовых пегматитов Сибири : Северо-Байкальская и Восточно-Саянская провинции

Автор: 
Иванов Михаил Александрович
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
1999
Артикул:
1000272879
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие............................................................... 3
Введение.................................................................. 6
Глава 1 Геологические особенности крупнейших мусковитовых
провинций Сибири............................................. 11
Глава 2 Современные представления об изменчивости состава,
строения и морфологии мусковитовых пегматитов................ 37
Глава 3 Принципы фациального анализа пегматитов...................... 49
3.1. Основы фациального анализа пегматитов........................ 49
3.2. Рациональный подход к выделению пегматитовых фаций........... 54
Глава 4 Фации мусковитовых пегматитов и их геологическая
характеристика............................................... 62
4.1. Метаморфофации............................................... 63
4.2. Литофации.................................................... 71
4.3. Тектонофации................................................. 78
Глава 5 Минералогические особенности пегматитов разных фаций 93
5.1. Методика исследований ....................................... 94
5.2 Онтогенические особенности минералов и минеральных агрегатов. 96
5.3. Структурное состояние полевых шпатов........................... 113
5.4. Изменчивость вещественного состава пегматитов.................. 121
5.4.1. Особенности состава графических пегматитов................. 121
5.4.2. Вариации содержаний элсментов-примссей в породообразующих минералах........................................ 124
5.5. Посткристаллизационные изменения (метаморфизм) минералов 143
5.6. Важнейшие особенности минералообразования в пегматитах 151
Глава 6 Фациальный анализ пегматитов как основа совершенствования методики локального прогноза крупноразмерного высококачественного мусковита........................... 156
6.1. Связь крупноразмерного низкодефектного мусковита с
пегматитами разных фаций....................................... 157
6.2. Результаты прогнозирования................................... 166
Заключение............................................................... 172
Ли тература............................................................... 175
3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Затопление слюдяных шахт Северной Карелии и ликвидация горных предприятий, которые вели разработку мусковитовых месторождений на Северо-Байкальском нагорье и в Ьирюсинском районе Сибири, обращают на себя внимание не только как факт современной истории производительных сил России, но и как события, определенно влияющие на развитие научных исследований, направленных на изучение слюдоносных пегматитов вообще - этих специфических и во многих отношениях уникальных геологических образований.
Невольно вспоминается, что такая участь постигла пегматитовые месторождения мусковита в России второй раз. Впервые такое случилось в конце ХУ1И века, когда слюдяное дело в Карелии, на Урале и в Сибири было свернуто из-за падения спроса на “оконную" слюду. Промысел мусковита, масштабы которого в то время по оценке И.И.Гинзбурга (1920) были достаточны для покрытия мировой потребности в этом материале, основывался на опыте практических поисков и разработки слюдоносных пегматитов, накопленном многими поколениями “рудознатцев”. Забвение этого опыта в последствии было столь глубоким, что когда в конце XIX века вновь возникла потребность в слюде уже как в электроизоляторе, новым исследователям пришлось начинать все заново вплоть до поисков разрабатываемых в прежние годы слюдоносных объектов. Это сказалось на темпах становления отечественной слюдяной отрасли промышленности - потребовались десятилетия на создание школы геологов-слюдяников и организацию слюдяной горнодобывающей отрасли в СССР, позволившей отказаться от дорогостоящей импортной слюды.
С горечью приходится сознавать всю неестественность произошедшего со слюдяной отраслью геологоразведочного и горного производства в наше время, так как добыча и потребление этого вида сырья в других странах мира практически не снижается. Меняется лишь номенклатура потребляемых слюдяных изделий и области их использования в связи с прогрессивными изменениями промышленных технологий. В нашей стране, обладающей уникальными по запасам высококачественного мусковита пегматитовыми месторождениями и передовыми научными разработками, обеспечивающими их успешное освоение, промышленность переходит на потребление исключительно импортной слюды как в начале века, когда Россия импортировала
18
Таким образом, метаморфическая зональность свидетельствует о подъеме геоизотерм при метаморфизме в направлении к осевой и одновременно к юго-восточной частям Мамского синклинория и соответствует фациальной серии низкоградиентного режима (Основы 1984).
Исследования АН. Неёлова (1957, 1975) указывают на возможность
полициклического развития метаморфизма, в ходе которого метаморфизм дистен-силлиманитового типа проявлялся в породах Мамской толщи дважды. Представления о полицикличности метаморфизма пород провинции поддерживаются В Н Подковыровым (1984), А.П.Кочнсвым (1992), а также М.Е Салье, по данным которой в породах юго-западной части провинции (Мочикитское поле) обнаруживаются реликтовые минеральные парагенезисы, соответствующие уровню метаморфизма гранулитовой фации (эти данные М.Е.Салье рассматривает как предварительные, требующие дополнительной проверки).
Вместе с тем, никем не оспаривается, что поля мусковитовых пегматитов контролируются областью развития пород амфиболитовой фации, причем наиболее продуктивных - зоной проявления дистен-альмандиновой субфации (Соколов, 1959; 1970, Великославинский и др., 1963). Такая закономерность, отмечавшаяся еще Д.С Коржинским (1937) иН П Семененко (1948, стр. 375), является основополагающей при моделировании процесса метаморфогенного пегматитообразования и представляется глубоко обоснованной (Основы 1984).
Граниты и пегматиты. В породах Мамской толщи наблюдается широкий спектр гранитоидных проявлений - от мигматитов, насыщающих отдельные участки пород, и типичных гранит-гнейсов, образующих пластовые тела и массивы, известные как Согдиондонский, Кочектинский и Слюдянский штоки, до изменчивых по составу и строению жильных тел гранитовидных пород, сливающихся в приосевой части Мамского синклинория в крупные массивы зоны обильных инъекций (но М.Ф.Смирнову, 1936). Десятки тысяч пегматитовых тел, размеры которых достигают десятков метров по мощности и многих сотен метров по простиранию и склонению, неравномерно распределены преимущественно вдоль северо-восточного крыла Мамского синклинория в зоне т.н. "гигантомигматитов" (Пегровская, 1937).
Значительное разнообразие форм залегания, состава и строения гранитоидов затрудняет их типизацию. Как подметил A.B.Спиридонов (1981), до начала 70-х годов
19
в публикациях по мамским пегматитам и в практике поисково-разведочных работ
почти все жильные образования пегматитовых полей именовались как пегматиты.
Вместе с тем, выделялись породы, в которых сочетаются минералогические и
петрографические признаки образований разного происхождения - гнейсов.
м.
мигматитов, гранитов, пегматитов и гидротермальньгх жил. Аналогов эти1 породам в общепринятых петрографических классификациях нет, поэтому для их обозначения использованы составные термины: некоторые из них несут генетический смысл. Так вошли в научную литерагуру обозначения пород типа "гранит-пегматит" (Сучков, 1957, 1961, 1966), "гнейсо-пегматит" (Никаноров, 1960), "бласто- и метапегматит" (Чесноков, 1975) и другие. Некоторые исследователи среди пород провинции не выделяют плагиограниты как отдельный петрографический тип пород (Соколов, 1970; Чесноков, 1975), а породы мигматито- и гранитовидного облика относят к пегматитам. Путаницу в терминологию вносит и то, что отдельные породы в разные годы получали разные наименования. Например, “гранит-пегматиты" (по П.Н.Сучкову) обозначались в 50-е годы как мелкозернистые пегматиты дографической фазы пегматитового процесса (Петровская, 1937). Позднее И.Н.Тимофеев (1960) назвал их гранитовидными пегматитами (Шмакин, 1965; Макагон и др., 1969), В.Н. Чесноков (1975) -пегматитоподобными гранитами, Б.М.Шмакин (1976), А.Г.Бушев (1974) - гранитами,
В.М.Макагон (1977) - пегматоидными гранитами. Выделяются также особые образования - иегматигоподобные жилы и зоны (Шмакин, 1976).
С введением разнообразной терминологии теряется общепринятое значение слов "мигматит", "гранит", а само понятие "пегматит" трактуется значительно шире, чем предлагали А.Е.Ферсман (1940), В Д.Никитин (1968), А.И.Гинзбург с соавторами (1979). Поэтому автор, используя термины "гранит", "пегматоидный гранит", "пегматит", следует рекомендациям этих исследователей и придерживается рекомендаций "Петрографического кодекса" (1995).
Возрастное деление. При первых региональных геологических обобщениях гранитоиды провинции были отнесены к Мамско-Оронскому магматическому комплексу (Таевский, Таевская, 1961; Салон, 1967). В первую фазу этого комплекса формируются гранито-гнейсы, во вторую - гранитовидные породы ("гранит-пегматиты" в понимании П Н.Сучкова, 1957, 1961) и пегматиты.
Гранито-гнейсы одними исследователями рассматриваются как продукты гранитизации (Васильева, 1960; Великославинский и др., 1963), другими как