Ви є тут

Соглашения о разделе продукции : Понятие, заключение, реализация

Автор: 
Шарифуллина Айгуль Фаитовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000263728
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.............................................................3
Глава 1. Правовая природа и порядок заключения соглашений о разделе
продукции............................................................12
§ 1.1. Соглашения о разделе продукции - новый институт
предпринимательского права......................................12
1.1.1. правовая природа и существенные условия Соглашения. . 12
1.1.2. участники Соглашения.................................41
§ 1.2. Предпосылки заключения...................................57
§ 1.3. Порядок заключения Соглашения о разделе продукции ... .61
Глава 2. Исполнение Соглашений о.разделе продукции....................85
' у/#*, «<*>..
§ 2.1. Финансово-налоговые у<с£овцЯ исполнения Соглашения ... 85
2.1.1. платежи за право пользования недрами................85
2.1.2. налогообложение.....................................100
§ 2.2. Организационно-учетное взаимодействие участников........119
§ 2.3. Условия выполнения работ................................130
§ 2.4. Реализация продукции и правовой режим выручки........... 148
Глава 3. Правовой режим распределения имущества и продукции..........156
§3.1. Право собственности......................................156
§ 3.2. Раздел продукции........................................166
Заключение...........................................................176
Список использованных нормативных актов..............................180
Библиографический список использованной литературы...................192
3
Введение.
Актуальность темы исследования. Использование природных ресурсов всегда играло огромную роль в экономике России. Экспорт полезных ископаемых, как и раньше дает основную часть валютных поступлений в федеральный, региональный и местные бюджеты. Однако развитие производства не может происходить без вложения инвестиций, тем более, когда речь идет о таких капиталоемких производствах как добыча минерального сырья, нефти и газа. Именно с отсутствием капитальных вложение связано износ основных средств производства в разведке и добыче природных ресурсов, падение уровней добычи по сравнению с предыдущими годами, уменьшение прироста разведанных запасов минеральных ресурсов, подлежащих разработке в будущем.
Действующее законодательство содержит много противоречий, не обеспечивающих инвестору должных гарантий и, соответственно, стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности, а в налоговой части зачастую выглядит «запретительным» для инвестора. Связанный с этим рост предпринимательского риска в совокупности с естественными для недропользования геологическими рисками ведет к сокращению инвестиционного предложения и оттоку капитала из страны. «Благодаря» административной системе регулирования инвестиций, государство не только не может привлечь иностранный капитал, но и не стимулирует реинвестиции российского капитала.
Принятый в 1995 году Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции»1 (далее - Закон о СРП) ввел новую форму взаимоотношений между государством, собственником недр, и инвестором. Благодаря новому
1 Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.95 № 225-ФЗ.//Собрание законодательства РФ, 01.01.96, № 1, ст. 18.
18
Наоборот, исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья предоставляются инвестору на возмездной основе.
Следует также заметить, что подрядному договору неизвестны такие понятия, используемые в СРП, как компенсационная продукция, прибыльная продукция, а также выплаты бонусов и рентные платежи за пользование недрами. Хотя можно согласится с авторами, рассматривающими компенсационную и часть прибыльной продукции как цену выполнения работ по договору подряда.10
Объектом возникающих правоотношений при реализации СРП являются предоставляемые государством инвестору исключительные права на разработку (поиск, оценку, разведку, добычу минерального сырья) выделенных участков недр.
Недра земли имеют особый правовой статус. Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, являются государственной собственностью (ст. 1-2 Закона «О недрах»). Совместными решениями федеральных органов власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации отдельные месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударственное значение, могут быть отнесены к федеральным природным ресурсам. Решения по разграничению полномочий в сфере недропользования и отнесению отдельных месторождений к месторождениям федерального значения закрепляются в соглашениях между Правительством Российской Федерации и администрацией соответствующего субъекта Федерации11. Например, в соответствии с Соглашением между Правительством РФ и администрацией Иркутской области о разграничении полномочий в сфере
10 Там же, с. 42.
11 Указ Президента РФ «О федеральных природных ресурсах» от 16.12.1993г. № 2144.//Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993, №51, ст. 4932.
19
12
недропользования Верхнечонское нефтяное и Ковыктинское газоконденсатное месторождения отнесены к участкам недр федерального значения. Распоряжение и определение условий пользования этими месторождениями, расположенными на территории Иркутской области, осуществляется федеральными органами государственной власти по согласованию с администрацией области. Распоряжение участками недр, не отнесенными к федеральным, осуществляется совместно администрацией Иркутской области и комитетом по геологии и использованию недр Иркутской области. Аналогичные положения содержатся в соглашениях Правительства РФ с другими субъектами федерации.
Пункт 2 статьи 1-2 Закона «О недрах» говорит, что участки недр «не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждения в иной форме». Следовательно, законодатель отнес недра к вещам, изъятым из оборота, то есть они не только не могут быть переданы в собственность других лиц, но и вообще не могут быть предметом гражданско-правовых сделок.
Данное положение не распространяется на права пользования недрами, которые могут «отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами» (п.2 ст.1_2 Закона «О недрах»). По соглашению о разделе продукции Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в Соглашении (п.1 ст.2 Закона о СРП). Данные исключительные права являются объектом возникающих при реализации СРП правоотношений и предметом самого Соглашения о разделе продукции.
Исключительность предоставляемых прав означает, что государство обязуется на срок действия Соглашения воздерживаться от деятельности, являющейся объектом исключительных прав и не допускать такой
12 «Российская газета», № 122, от 29.06.96, стр. 9.