2
Содержание
Введение
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования музея как социального института
1.1. Возникновение и развитие музеев: социологический анализ
1.2. Социокультурный подход к исследованию музея
1.3. Институализация музейной деятельности Глава II. Музей в региональной культуре
2.1. Роль музея в зарождении и изучении традиций исторического наследия и социальной памяти
2.2. Значение музея и общественных музейных объединений для становления гражданского общества
2.3. Проблемы социокультурной коммуникации и сетевой обмен Глава III. Музей XXI века в процессе социальной интеграции
3.1. Современные музейные практики и социальные группы: интеграция в социум
3.2. Концепция развития музея в XXI веке Заключение
Библиография
Приложение
с. 3-16
с. 17-114 с. 17-53 с. 54-81 с. 82-114 с. 115-246
с. 115-135
.136-213 с. 214-247 :. 248-308
. 248-280 . 281-308 .309-315 .316-369 . 370-409
3
Введение
Актуальность темы исследования. Происходящие в сегодняшней России сложные социальные процессы ставят перед социологией ряд проблем, связанных с необходимостью осмысления новых реалий.
Изменения, происходящие в мире, увеличивают культурно-пространственное многообразие современного общества. Глобализация стимулировала не только интеграцию, но и регионализацию мира. Проблема отношения общества, в частности, к региональной культуре, свидетельствует о степени трансформации мировоззрения и мировосприятия людьми культуры как таковой, в целом. Переоценка нравственных ценностей и поиск новых идеалов заставили общество по-новому взглянуть на культурное наследие и общественное сознание. Изучение социокультурного пространства регионов дает возможность увидеть, как в частном проявляется общее, а, в общем - частное.
Музеи, являющиеся хранителями культурного наследия и социальной памяти, непосредственно взаимодействуют с обществом. Будучи социальными институтами общества, музеи «соединяют» воедино через социокультурные процессы поколения людей, их духовность, достоинства, патриотизм.
Изменение условий деятельности музея в современном обществе потребовало исследования смыслового содержания понятия «музей как социальный институт» и его методологического потенциала для углубления понимания социокультурной реальности. Существующие трактовки многозначны и несут в себе терминологическую неопределенность. Кроме того, музей как социальный институт, в настоящее время рассматривается, в основном, как категория культурологии и музееведения. Однако музей, будучи непосредственно связанным с социальными и культурными взаимодействиями, несет в себе социологическую определенность.
Выбор темы диссертационного исследования связан с необходимостью осмысления музея как социального института, который сформировался в соответствии с потребностями общества в сохранении культурного наследия и со-
39
ле 1803 года проект создания университета в Тобольске был обнародован в «Предварительных правилах народного просвещения». Средства, которые пожертвовал уральский предприниматель П. Демидов на строительство университета (50 тысяч рублей), были вместе с накопившимися процентами переданы на нужды тобольской гимназии, открывшейся в 1810 году. Право открыть университет получил Томск, оставив позади и Тобольск, и Омск.
К концу XIX, началу XX вв. в Тобольской губернии действовали различные типы учебных заведений: средние женские, сельскохозяйственные, ремесленные, торговые, медицинские. В 1916 году в Тобольске отрылся учительский институт. (Ранее подобные институты были открыты в Иркутске и Томске). Выпускники института внесли немалую ленту в дело обучения и воспитания молодежи.
Известные педагоги, просветители, организаторы народного и духовного образования, такие, как И. Я. Словцов и П. А. Словцов, М. С. Знаменский и А. А. Абрамов, сами получив образование в тобольских гимназии и семинарии, направили свою научно-исследовательскую, художественно-просветительскую и литературную деятельность на благо народа, сделав это смыслом всей жизни.
Играя важную роль в создании и развитии таких важнейших форм функционирования и развития общества, как образование, культура и духовность в Сибири, Тобольск, как социокультурный центр, влиял на формирование ценностей, норм, идеалов, образцов поведения, регулирующих отношения между людьми.
Одно перечисление славных имен людей, живших и творивших в Тобольске, может многое сказать о разнообразных социокультурных функциях Тобольска на всем пространстве Сибири.
Семен Ульянович Ремезов. Уроженец Тобольска, востребованный своим многосторонним талантом на службу Отечеству. Составленный им чертеж всей Сибирской земли поражает своим уникальным размахом и характером исследований. Ремезовские атласы «Хронографическая чертежная книга (1697 -1711 гг.), «Чертежная книга Сибири» (1699 - 1701 гг.), «Служебная книга»
40
(1702 г.), а также «Летопись Сибирская краткая Кунгурская» и иллюстрированный труд «История Сибирская» представляют собой всеохватывающие разнообразные сведения по географии, культуре, экономике, нравах и обычаях сибирских народов.
Построенный по чертежам С.У. Ремезова Тобольский Кремль стал символом города и Сибири на века.
Георг Вильгельм Стеллер. Единственный ученый, который участвовал в 1741 году в историческом плавании Витуса Беринга с Камчатки к берегам Америки и открытии Аляски, Алеутских и Командорских островов. Пребывание его в Тобольске в июне-сентябре 1738 года на пути в Томск и далее в Восточную Сибирь и на Камчатку отмечено написанием обстоятельного дневника своего сибирского путешествия, в который он заносил описания растений, птиц, животных, различных народов и их нравов, болезней и местных способов их лечения. Это позволило ему впоследствии написать особый труд о сибирской народной медицине.
Юрий Крижанич. Славянский ученый - энциклопедист, писатель, языковед, философ, социолог. Сторонник идеи «славянского единства», главную роль в которой отводил России. С 1659 года жил в России. Выдвигал программу преобразований в Московском государстве. Был одним из сотрудников патриарха Никона в распространении просвещения между народом и духовенством. В 1661 году сослан в Тобольск, где оставался в течение 15 лет. Автор статей и трактатов, большого сочинения «Русское государство в половине XVII в.», «Политика», стихов. В Тобольске он написал «Грамматичное изказание», «О святом крещении» и др.
Святитель Иоанн Тобольский. Возглавив с 1711 года Тобольскую кафедру, митрополит Иоанн много трудов положил на укрепление и распространение христианства в Сибири. Именно в Тобольске святитель закончил один из своих самых значительных трудов - книгу «Илиотропион», раскрывающую учение о согласовании божественной воли и человеческой.
Александр Александрович Дунин-Горкавич. Главный губернский лес-
- Київ+380960830922