Ви є тут

Правовой механизм государственного регулирования банковской деятельности

Автор: 
Попов Илья Сергеевич
Тип роботи: 
Дис. канд. юрид. наук
Рік: 
2000
Артикул:
1000283847
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание работы
Стр.
Введение......................................................... 3
ГЛАВАI
Теоретические основы государственного регулирования банковской деятельности (правовой аспект)
§ 1 Понятие и правовая природа государственного регулирования банковской
деятельности............................................................ 16
Специфика управленческой системы в государственном регулировании § 2 банковской деятельности. Виды государственного регулирования банковской
деятельности............................................................ 36
§ 3 Функции банковского регулирования. Проблема разграничения компетенции субъектов банковского регулирования.................................. 69
ГЛАВА II
Правовые средства государственного регулирования банковской деятельности.
§ 1 Нормативное регулирование в правовом, ■механизмо.государственного регулирования банковской деятельности.;\Ь:1.л.............................. 84
Правовые средства индивидуально-правового регулирования в системе го-
§2 сударственного регулирования банковской деятельности................... 91
Правовые режимы государственного регулирования банковской деятель-§ 3 ности.................................................................. 111
ГЛАВА III
Реализация правового механизма государственного регулирования
банковской деятельности
§ 1 Понятие и роль банковского надзора в правовом механизме государственного регулирования банковской деятельности.............................. 138
§2 Индивидуально-правовой акт в банковском регулировании................ 145
§ 3 Специфика ответственности за нарушение установленного порядка осуществления банковской деятельности...................................... 153
§ 4 Правовое содержание и значение судебных актов в банковском регулировании................................................................... 173
Список использованных нормативных актов................................. 180
Список использованной литературы........................................ 188
Приложения.............................................................. 196
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Особенностью формирования системы государственного регулирования банковской деятельности в России является скачкообразный, почти революционный переход от государственно - монополизированной банковской системы к двухуровневой, вызванный коренными изменениями в экономической и политической жизни страны, что сопровождалось появлением ряда коммерческих банков.
Невозможность применения используемого ранее механизма управления банковской системой, отсутствие соответствующего законодательства и опыта регулирования двухуровневых банковских систем привело к делегированию законодателем чрезвычайно широкого круга полномочий в сфере банковского регулирования Центральному банку Российской Федерации как органу, который имел определенный опыт в сфере банковского регулирования. Таким образом, вместо исполнительного органа, реализующего политику регулирования банковской системы страны, как это наблюдается в большинстве современных банковских систем, Банк России превратился в орган государственного управления в сфере банковской деятельности, монопольно сосредоточивший в своих руках почти все регулятивные функции, хотя он не входит в систему органов исполнительной власти и в отношении банковского регулирования практически полностью независим от органов государственной власти.
Однако еще с начала девяностых годов высказывалось мнение о не приемлемости такой ситуации и необходимости коренного пересмотра роли и функций Ценгрального банка РФ как субъекта банковского регулирования. Среди авторов, наиболее последовательно отстаивающих данную точку зрения, безусловно необходимо выделить работы Г. А. Тосуняна и Л. Г. Ефимовой. Было предложено ряд концепций реформирования банковской системы России1
Вместе с тем, в современной отечественной литературе по банковскому делу уделялось мало внимания изучению механизма государственного регулирования банковской деятельности с правовых позиций как качественно своеобраз-
1 Молчанов А. В. Коммерческий банк в современной России. М. 1996.; Ефимова Л. Г., Новоселова Л. А., Тосунян Г. А. и др. Правовое регулирование организации и деятельности банковской системы в условиях рыночной экономики (исходные принципы). М., 1994.
19
соответствующих случаях и ведет к употреблению термина “регулирование” в замен термина ‘‘управление’’.11
Концепция социального управления, в том виде, как она представлялась в восьмидесятых и начале девяностых годов в настоящий момент значительно изменилась и не отвечает на сегодняшний день ни потребностям практики, ни теоретическим основам управления делами общества.
Ю. А. Тихомиров, наиболее подробно разработавший теорию социального управления, в настоящий момент применительно к сфере управления экономикой говорит не о государственном управлении в данной сфере, а о государственном регулировании: “Государственное регулирование в научных трудах по -прежнему привязывается только к экономике и служит одним из проявлений или функцией государственного управления в широком смысле. Оно характеризуется как установление и обеспечение государством общих правил поведения (деятельности) субъектов общественных отношений и корректировка их в зависимости от изменяющихся условий.... Государственное регулирование экономики становится по мнению многих экономистов преобладающей формой государственного воздействия.”12.
По мнению Б. 3. Мильнера существует три формы государственного регулирования экономической жизни: утверждение единых правил поведения хозяйствующих субъектов; установление различных правовых режимов для различных категорий хозяйствующих субъектов; использование индивидуальных административных актов управления. Соотношение вышеуказанных форм в государственном регулировании и определяет меру вмешательства государства в определенную сферу экономической деятельности и является основой для формирования правового режима экономических отношений в определенной сфере13.
Таким образом, в настоящий момент в отношении государственного воздействия на экономические общественные отношения более целесообразно упот-
11 Тосунян Г. А. Государственное управление в области финансов и кредита в России. М., 1997. С. 30.
12 Тихомиров Ю. А. Курс административного права и процесса. М., 1998. С. 376-377.
13 См.: Мильнер Б. 3. Реформы управления и управление реформами. Часть 1. М., 1994. С. 82 -102.
20
ребление термина “регулирование”, а не “управление”, поскольку последнее предполагает непосредственное управленческое воздействие с прямым установлением объектов и субъектов управления, корреспонденцией прав и обязанностей, адресностью управления, что в условиях рыночной экономики является не только чрезвычайно сложным и трудоемким делом, но и противоречит принципам рыночной экономики и существующему в стране правопорядку.
М. И. Пискотин, также отмечает, что прогрессивной тенденцией в государственном управлении в сфере экономики является уменьшение удельного веса методов непосредственного управления и директивного руководства и замещение их государственным регулированием. При этом государственне регулирование рассматривается также как качественно иной способ воздействия на общественные отношения.14
Вместе с тем, государственное регулирование многими авторами рассматривается как функция или вид государственного управления, поскольку является формой государственного воздействия на общественные отношения в сфере экономики, и данный вид воздействия входит в систему социального управле-ния15.
На наш взгляд, данное положение справедливо в случае, если термин государственное управление употребляется в широком смысле, как функция государства по управлению делами общества в целом. Однако в узком значении данного термина, применительно к правовой категории государственного управления, отождествление их представляется ошибочным.
Кроме того, сложившийся в настоящий момент правовой режим предпринимательской и, в частности, банковской деятельности не позволяет в большинстве случаев осуществлять прямое государственное управление, поскольку субъекты предпринимательской деятельности обладают определенными, закрепленными законом, правовыми гарантиями от вмешательства государства в их деятельность, существуют определенные пределы регулирования.
14 См.: Пискотин М. И. Социализм и государственное управление. М., 1984. С. 172-181.
15 См. напр.: Тосунян Г. А. Государственное управление в области финансов и кредита. М., 1997. С. 30-32.