Ви є тут

Сравнительный анализ регулирования недобросовестной конкуренции в ФРГ, Европейском Союзе и Российской Федерации

Автор: 
Маркварт Эмиль
Тип роботи: 
Дис. канд. юрид. наук
Рік: 
1998
Артикул:
1000192817
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ГрамтгглииП емалі П р«-і у.імрошшпи мообросоотной коіік>р*ііиіиі е ямаи«а»г«іиства( ФРГ, ЕС и
Сравнительный анализ регулирования недобросовестной конкуренции в законодательствах ФРГ, Европейского Союза
и Российской Федерации.
Оглавление:
Введение. Актуальность и новизна темы
Глава 1. Недобросовестная конкуренция как особый институт конкурентного права; ее понятие и основные критерии определения
1.1. Значение трактовки термина «конку ренция» в экономической теории для конкурентного права
1.2. Правовое регулирование недобросовестной конкуренции в системе конкурентною права
1.3. Понятие недобросовестной конкуренции в законодательстве и правоприменительной практике Европейского Сообщества и ФРГ
1.4. Понятие недобросовестной конкуренции в Законе РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности в РФ»
Глава 2. Некоторые наиболее распространенные составы
недобросовестной конкуренции и практика их преследования
2.1. Правовое регулирование и правоприменительная практика преследования наиболее распространенных видов недобросовестной конкуренции в ФРГ и в Европейском Союзе:
2.1.1. завлечение клиентов, связанное с ущемлением их права на свободный выбор и свободное принятие решения
2.1.2. эксплу атация чужих достижений
2.1.3. иные формы проявлений недобросовестности в конкурентной борьбе
2.2. Анализ отдельных видов недобросовестной конкуренции, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, и примеры из практики их преследования:
2.2.1. распрос гранение ложных сведений
2.2.2. введение погребителей в заблуждение
2.2.3. незаконное использование (эксплуатация) чужих достижений
Глава 3.
Л.
Л.
Сравнительный 9НЫ1П регулирования не .!•» бросо весг НО И конкч'ренинм В Л1ГЧ.-01100*1'.И.СТПИТ ФРГ. КС' и
2.2.4. иные проявления недобросовестной конкуренции
Виды и порядок привлечения к ответственности за недобросовестную конкуренцию
в законодательствах ФРГ и Европейского Союза в законодательстве Российской Федерации
Заключение.Краткое обобщение результатов сравнительного анализа и рекомендации по совершенствованию российского законодательства о недобросовестной конкуренции
Сраммиг.'ьный aiio.nu рпушревлння нелоОросопсстмой конк^рснинк в зэкоиохлгльет пах ФРГ. ЕС и РФ
представляющая содой интерес всех участников рынка (в т. ч. и конкурирующих хозяйствующих субъектов) и общества в целом.
Подобный подход к определению защитной функции права недобросовестной конкуренции позволяет провести необходимое отграничение этого института (или подотрасли) конкурентного права, с одной стороны, от других норм в рамках конкурентного права, с другой стороны, - от смежных с ним отраслей права.
Несмотря на то, что в отдельных странах (в частности, в Российской Федерации) правовое регулирование недобросовестной конкуренции включено в соответствующие законы о борьбе с ограничениями конкуренции, нам представляется совершенно очевидной достаточно большая самостоятельность этого института. Как уже отмечалось выше, общим для права недобросовестной конкуренции и права борьбы с ограничениями конкуренции являются (а) предмет регулирования в широком смысле - отношения в сфере конкуренции, (б) задача (функция)- защита конкуренции в широком смысле.
В то же время, эти сферы правовою регулирования могут быть достаточно четко разграничены, и - тем самым — выделены в самостоятельные институты или подотрасли в рамках конкурентного права. С точки зрения предмета законодательство о недобросовестной конкуренции занимается регулированием отношений в условиях существующей конкуренции с точки зрения добросовестности действий хозяйствующих субъектов - конкурентов на рынке. Законодательство о борьбе с ограничениями конкуренции, в свою очередь, регулирует отношения в условиях, когда конкуренция отсутствует, либо ограничивается или может быть ограничена в силу определенных обстоятельств или действий.
С точки зрения защитной функции также может быть проведено достаточно четкое разграничение, выражающееся в том, что нормы о недобросовестной конкуренции призваны обеспечивать «качество» конкуренции, а нормы о борьбе с ограничениями конкуренции - «свободу» конкуренции. Наконец, следует отметить, что определенное разграничение можно провести и по методам регулирования. Для гграва недобросовестной конкуренции характерным является гражданско-правовой метод регулирования, поскольку' в принципе принято исходить из того, что речь идет о хозяйствующих субъектах - участниках гражданских правоотношений, действующих на одном рынке и обладающих равенством. Поэтому и большинство мер ответственности, речь о которых пойдет в разделе III, являются гражданско-правовыми санкциями. Как правило, за защитой от недобросовестных конкурентных действий вправе обращаться только само лицо (хозяйствующий субъект), которому причинен ущерб обжалуемыми недобросовестными действиями.
Законодательство о борьбе с ограничениями конкуренции регулирует отношения в таких сферах хозяйственной деятельности, где, как отмечалось выше, нормальные конкурегггные механизмы либо отсутствуют вовсе, либо действие их существенно затруднено (к примеру, в силу существования государственных.
1
СрФкміпельньїіі аиалш у.іиротімя и* добр осик сіііоП конкуренции я іаюиіматс.ідегвм ФРГ', ЕС и РФ
т. н. естественных, временных или постоянных, монополий, либо картельных соглашений, злоупотреблений доминирующим положением и др.). В этих ситуациях не всегда возможно говорить о равенстве хозяйствующих субъектов. Поскольку в условиях рыночной экономики государство должно защищать конкуренцию, оно применяет различные иные (не гражданско-правовые) механизмы регулирования (деятельности монополий, предупреждения образования картелей и др.), создает специальные государственные учреждения, призванные контролировать состояние конкуренции и не допускать ее ограничений, а также следить за деятельностью монополистических структур. Наконец, законодательство о борьбе с ограничениями конкуренции практически во всех странах (в любом случае, во всех странах, законодательство которых исследуется в рамках настоящей работы) допускает возможность вмешательства государства в сферу отношений, регулируемых им, в т. ч. в определенных случаях и принимать меры по защите свободы конкуренции. Т. е. можно утверждать, что для законодательства о борьбе с ограничениями конку ренции характерным методом ретуширования наряду с гражданско-правовым является административно-правовой.
Приведенные основания позволяют настаивать на том, что право недобросовестной конкуренции является самостоятельным институтом, либо самостоятельной подотраслью конкурентного права наряду, а не в рамках права борьбы с ограничениями конкуренции.
Немало сходства право недобросовестной конкуренции имеет с правом защиты потребителей и правом на защиту интеллектуальной (именуемой в международной практике также промышленной) собственности. Не останавливаясь на существующем сходстве, хотелось бы лишь вкратце указать на основные различия, позволяющие провести отграничение.
Законодательство о защите прав потребителей, содержащее в т. ч. целый ряд норм, объективно содержащих и элементы норм о недобросовестной конкуренции, имеет специальную сферу регулирования - отношения между поставщиками (производителями, продавцами) товаров, работ и услуг, с одной стороны, и потребителями, с друтой стороны. При этом для применения норм законодательства о защите прав потребителей необходимо, чтобы стороной в отношениях выступал конечный потребитель продукции (т. с. лица непосредственно потребляющие продукт (товар, услугу', работу). В свою очередь, законодательство о недобросовестной конкуренции, как отмечено выше, регулирует отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами, находящимися (в настоящее время или потенциально) в состоянии конкуренции. Т. е. сторонами выступают конкуренты, действующие на одном и том же рынке. Законодательство о защите прав потребителей, как явствует из самого названия, направлено на зашиту конечных потребителей, а законодательство о недобросовестной конкуренции - на защиту добросовестной конкуренции, т. е. определенного (добросовестного) поведения хозяйствующих
гдэиа 1
с. 17