Ви є тут

Русская балетная сценография XIX века : 1830-90-е годы

Автор: 
Кропотова Ксения Андреевна
Тип роботи: 
1830-90-е годы
Рік: 
1830
Кількість сторінок: 
172
Артикул:
172161
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание:
2
Введение 3
Глава 1. Балетная сценография 1830-50-х гг.
1.1. Творчество Андреаса Роллера и становление академического 23 романтизма в театрально-декорационном искусстве.
Методика работы над оформлением балетного спектакля.
1.2. Балетная сценография московского Большого театра. Карл 37
Браун и его помощники.
1.3. Ученики и последователи Роллера: Ф.Х. Шсньян, Ф. Серков, 43
Н. Федоров, П. Гонзага, П. Исаков. А. Бредов - последний представитель романтизма в балетной сценографии.
Глава 2. Балетная сценография второй половины 1850-
х - 1870-х гг.
2.1. Основные тенденции балетной сценографии. 61
2.2. Особенности оформления балетов на примере спектаклей 70
«Дочь фараона» и «Конек-Горбунок».
2.3. Методика работы над балетным спектаклем на основе 80
материалов архива Вальца.
Глава 3. Художники балета 1880-1890-х гг.
3.1. Балетная сценография Петербурга. 90
3.2. Балетная сценография московского Большого театра. Карл 112
Вальц. Анатолий Гельцер.
3.3. Костюм в балете. Ф. Нордмарк, А. Шарлемань, М. Клодт, 131
Е. Пономарев.
Заключение 150
Примечания
155
Введение
з
Русский балет XIX века - особенное явление мировой культуры. Пройдя путь формирования на протяжении XVIII века, на рубеже XVIII и XIX вв. отечественный балетный театр не только встал в ряд других европейский театров, но и во многом стал их превосходить. В XIX веке русский балет, переживая взлеты и падения, постепенно достиг вершины творческого самоопределения, выработал собственные традиции постановочного и исполнительского мастерства, и концу столетия Россия стала центром мирового хореографического искусства.
Балет объединяет вокруг хореоірафии драматургию, музыку и изобразительное искусство. В XIX веке вместе с балетом формировалась и русская балетная сценография.1
Возникает закономерный вопрос, - правомерно ли выделять балетную сценографию, вычленять ее из общего художественного процесса? Смеем утверждать, что русский балет как уникальное явление дает право на ею исследование также и с точки зрения оформления. Кроме того, при рассмотрении балетной сценографии в историческом разрезе становится видны ее основные отличия от сценографии драматического или оперного театра.
Существовали обьекгивные отличительные признаки оформления балетного спектакля - удобное для танца сценическое пространство и минимальное, по сравнению с оперой и драмой, использование объемных элементов декораций. Кроме того, декорационное оформление балетного спектакля в XIX веке развивалось исключительно в рамках кулисно-арочной системы. Совсем по другим законам, нежели
23
Глава 1. Балетная сценография 1830-50-х гг.
1.1. Творчество Андреаса Роллера и становление академического романтизма в театрально-декорационном искусстве. Методика работы над оформлением балетного
спектакля
Эпоха романтизма - один из самых ярких периодов в истории балета. Возникший на рубеже XVIII и XIX столетий, романтизм получил свое воплощение в балете только к 1830-м гг.
Как писала В.М. Красовская, «балетный театр с опозданием проник в сферу романтизма».16 Зародившись во Франции, балет этого направления впоследствии укоренился и на русской почве, в то время как в литературе и изобразительном искусстве он уже пережил свой расцвет.
Этапной постановкой для сценографии романтической эпохи стала опера Дж. Мейербера «Роберт-дьявол», впервые показаіпіая в парижской «Гранд Опера» в 1831 году в декорациях художника Пьера
17
Сисери. Танцевальные сцены оперы поставил один из столпов балетного романтизма Филипп Тальони, там же танцевала его знаменитая дочь Мария. Впечатления от спектакля впоследствии
I о
изложил театральный критик Ж. Жанен: «прекрасный монастырь,
летней ночыо, сначала в лихорадочных сумерках призрачной луны, затем в сверкании музыки Мейербера. Вы любовались готическими аркадами, хрупкостью колоннад, травой на гулких плитах, мхом, проникшим на прекрасные лица бледных статуй в струящихся одеждах».19 В этом спектакле Сисери живописными средствами создал
24
таинственный мир средневековья, отказавшись от старых классицистических и «античных» декораций.
Романтические балеты не обращались к сюжетам из античной мифологии, господствовавших до 1820-х гг. - либреттисты спектаклей в основном брали за основу европейские легенды, нередко переносили действие в средневековье. Сюжеты романтических балетов основывались и на произведениях мировой литературы. В балетоведении спектакли романтической эпохи разделяются на два параллельно развивавшихся направления - это балеты с присутствием фантастического элемента, где реальность соприкасается с иллюзорным миром, и балеты, сюжет которых строится на напряженных жизненных ситуациях, и герой вступает в борьбу с реальным злом. Поэтому требования к балетному декоратору этого времени были обширны. Он должен был уметь изображать и пейзаж, и архитектуру, обозначать характерные черты той или иной страны и эпохи в соответствии с сюжетом спектакля, и убедительно воплощать на сцене место обитания фантастических персонажей. И, наконец, романтический балет немыслим без театрального машиниста: мгновенные перемены
декораций, полеты, «превращения», изображение природных явлений, пожары и разрушения дополняли облик спектакля. Машинерия была неотъемлемой частью романтического балета, а технический трюк во многих случаях становился важным средством художественной выразительности.
Художником, соответствующим всем этим требованиям, был Андреас Роллер - умелый декоратор и блестящий театральный машинист.
В начале 1830-х в России постепенно утрачивала свое влияние итальянская школа декорационного искусства. Смерть Антонио Каноппи в 1832 году завершила первый этап романтизма в русской