Ви є тут

Мастер из Мулена и французское искусство конца XV века

Автор: 
Садыкова Елена Юрьевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2008
Артикул:
172180
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение. Историография с.З
Глава 1.
Французское искусство конца XV века с. 39
§1. Истоки и формирование новой художественной традиции с. 40
§2. Французское искусство рубежа ХУ-ХУ1 веков: новые горизонты с. 61
Глава 2.
Художественная школа Бурбонне с. 84
§ 1. Муленский двор с. 85
§ 2. Художественная жизнь Бурбонне в конце XV века с. 95
Глава 3.
Творческий путь Мастера из Мулена с. 135
§ 1. «Рождество кардинала Ролена» с. 141
§ 2. Реконструкция Триптиха «Непорочного Зачатия» с. 161
§ 3. Триптих «Богоматерь во славе» с. 169
§ 4. Портретная живопись с. 186
Г лава 4
Мастер из Мулена и европейская живопись конца XV века с. 213
§ 1. Пуз и распространения нидерландского стиля с. 214
§ 2. Восприятие нидерландского стиля в европейских школах с. 237
Заключение с. 270
Библиография с. 273
Список сокращений с. 295
Приложение 1: Иллюстрации с. 296
Приложение 2: Каталог работ Мастера из Мулена с. 310
2
• Введение. Историография Данная работа исследует творчество французского художника Мастера из Мулена в контексте искусства Франции конца XV века. •
Творчество Мастера из Мулена затрагивает ряд ключевых вопросов эволюции французского национального стиля во второй половине XV века, на которую.приходится процесс формирования новой художественной традиции. Первым вопросом является становление ренессансного стиля в рамках позднеготического искусства. Зарождение и развитие ренессансного стиля было связано с утверждением новой идеологии и выражалось в плодотворных творческих исканиях ведущих мастеров эпохи. Истоки этого процесса лежат в творчестве Ж.Фуке, в портретном искусстве которого нашло яркое выражение-новое понимание человеческой личности и ее места в окружающей действительности, и находят продолжение в картинах Мастера из Мулена.
Становление ренессансных принципов было взаимосвязано с процессом формирования новой художественной традиции, который сопровождался" иностранными влияниями. Воздействие нидерландского стиля на французскую живопись составляет второй* ключевой вопрос, связанный с исследованием творчества Мастера из Мулена. Нидерландский стиль тесно переплетался с собственно национальной изобразительной традицией, оказывая: существенное воздействие на ход ее развития. Плодотворные творческие связи с искусством нидерландских художников явились существенным фактором, повлиявшим на развитие французской живописи,:проявляясь в иконографии, типах персонажей и манере изображения отдельных мотивов. Мастер из Мулена сформировался в Нидерландах, и его творчество является показательным примером трансформации нидерландского стиля на французской почве.
Третьим вопросом является проявление итальянизирующих тенденций, которые доминировали во французской живописи в конце XV века, когда было создано основное число алтарных произведений исследуемого мастера. Воздействие итальянского искусства открыло новые горизонты развития французского искусства, определив его развитие в XVI веке. Особое значение
3 .
основная цель которого - проследить динамику международного художественного обмена и пути распространения нидерландского стиля, существенное внимание уделяется художественным школам Франции и Испании в контексте этого процесса. Среди изданий, посвященных нидерландскому стилю, необходимо выделить составленный под редакцией Ж.-
0. Хеида и С.-А. Метцигера каталог выставки, состоявшейся в 2002 году в Вашингтоне и Антверпене «Молебны и портреты. Исследуя нидерландский
Ol
Диптих», посвященной развитию формы алтарного диптиха. Алтарный диптих нашел развитие во французской школе в творчестве Ж. Фуке, Hl Фромана и Мастера из Мулена, у которого он был одной из основных живописных форм. Данная книга представляет необходимую фактическую базу для прослеживания определенных иконографических типов в творчестве Мастера из Мулена. Отдельный аспект темы воздействия нидерландской живописи представляет взаимодействие художественных школ Нидерландов и » Италии, которое дает возможность провести сравнительный анализ сходного
процесса во французской школе. Особый вклад в изучение этого вопроса внесла исследовательница П. Наталл, которая подвела итоги и наметила новые пути разработки темы в книге «Из Фландрии во Флоренцию. Импульс
ИЛ
нидерландской живописи. 1400-1500».
Для рассмотрения идентификации Мастера из Мулена с Ж. Превостом, необходимо обратиться к литературе, освещающей художественную среду Бурбонне. При ее последовательном изучении, окажется очевидной невозможность идентификация Мастера из Мулена с художником, деятельность которого протекала в Лионе, о чем свидетельствуют архивы. Явной станет принадлежность Мастера из Мулена к художественной среде Бурбонне, развитие которой он определил. Проблема существования в Мулене
83 Hand J.O., Metziger С.А. Prayers and Portraits. Unfolding the Netherlandish Diptych. Catalog of an exhibition at the National Gallery of Art Washington, D.C., Nov. 12,2006-Feb. 4, 2007, and at the Koninklijk Museum voor Schone Künsten, Antwerp, Mar. 3-May 27, 2007. Washington&Ncw Havcn&London, 2006.
84 Nutall P. From Flanders to Florence. The Impact of Netherlandish Painting, 1400-1500. — New Haven &London, 2006.
32
местной художественной школы была поставлена в 1946 году П. Дюпье, который, отстаивал ее существование, используя' различные* исторические данные,, и была воспринята рядом исследователей, открытия, которых подытожила И. Брюан. Этот вопрос органически вытекал из вопроса существования местных французских школ как таковых, а также их внутренней
классификации,, систематически разработанный Ш. Стерлингом.86 П. Дюпье
' ' ' 0*1 назвал ряд местных художников, работавших в конце XV века в Бурбонне’ '
Однако, как он сам вынужден признать, они являлись мелкими ремесленниками
или каменщиками, исполнявшими рядовую повседневную работу: обновление
каменных стен, окружавших город, и тому подобное. Главный придворный
художник мог, по мнению исследователя, происходить из Лиона, —
художественного центра с богатой традицией. Той же версии придерживается
А. Шатле, который в угоду своей идентификации Мастера из Мулена с Ж.
Прево, лионским витражистом, в своем последнем исследовании по сути дела
отрицает существование местной художественной школы в Мулене, помещая
создание основных произведений в лионскую среду, невзирая на заказчиков,
которые изображены в донаторских портретах.88 М. Юйе д’Йстриа, несмотря на
отрицание единства живописного корпуса работ Мастера из Мулена, напротив,.
выступает за существование в Мулене самостоятельной школы и опирается все.
на то же исследование П. Дюпьё.89 Ш.Стерлинг, придерживаясь происхождения
художника из Нидерландов, напрямую не затрагивает существования в Мулене
самостоятельной школы, признавая» за мастером статус приглашенного ко •
двору художника.
Необходимо подчеркнуть, что следует четко разделять понятия-придворной школы, или центра, и школы местной в строгом' смысле слова, то
85 См.: Dupicux P. Op. cit.; Dupieux P. Peuples et princes en Bourbonnais. - Moulins, 1980; Guy A. Moulins. - Clermont-Ferrand, 1956; Bruand Y. Le château ducal de Moulins. // Actes du colloque de Moulins. Le duché de Bourbon. 5-6 octobre 2000. - Moulins, 2001. - P. 120-126. •
86 Sterling Ch. Op. cit. • '
87 Dupieux P. Op. cit. V ’ ■ * • ‘ •*’ ‘
88 Ghâtelet A. Jean Prévost. Le Maître de Moulins. - Paris, 2001. . .
89 HulIct-d'Istria M. Le Maître de Moulins. Le fond du problème // Anne de Beaujeu et scs enigmes. Actes du colloque national du 28 mai 1983. - Villefranche-sur-Saone, 1984. - P. 124-144:
33 ■ ; ■