Ви є тут

Крестьянская вышивка Северо-Запада России конца XIX - начала XX века в предметах убранства интерьера

Автор: 
Спанаки Юлия Александровна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2007
Артикул:
172234
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение.............................................................3
Глава 1. Крестьянская вышивка как традиционный вид народного искусства
1.1. Истоки и региональные особенности крестьянской вышивки
Северо-Запада России конца XIX - начала XX века..............23
1.2. Функционально-обрядовое назначение вышитых предме'гов
и их роль в убранстве крестьянского жилища...................30
1.3. Материал и техника крестьянской вышивки.......................42
Г лава 2. Семантика орнамента русской крестьянской вышивки
Северо-Запада России XIX - начала XX века
2.1. Виды геометрического и рас тительного орнамента
Северо-Запада и их смысловое значение........................61
2.2. Изобразительные мотивы в вышивках
Северо-Запада России.........................................70
Глава 3. Связь народного поэтического творчества с «полотняным» фольклором.
3.1. Устное народное творчество тесно связано с изобразительными
мотивами крестьянской вышивки.................................87
3.2. Использование традиций крестьянской вышивки
в современном народном творчестве и художественных
пролшелах....................................................108
Заключение.........................................................115
Список литературы..................................................122
Приложения
1. Словарь терм и нов..............................................132
1.1 Вышивка и виды швов......................................133
1.2 Основные названия полотенец..............................143
1.3 Термины, употребляемые в тексте..........................145
2. Описание образцов полотенец и подзоров Санкт-Петербургской, Новгородской и Олонецкой губерний из фондов Государственного Этнографического музея. Публикуется впервые...................156
3. Список иллюстраций..............................................229
2
Введение
Крестьянская вышивка является одним из наиболее древних и распространенных видов народного искусства. Издавна она была связана с национальным своеобразием, художественными вкусами и бытовым укладом её создателей.
Крестьянское искусство развивалось в русле традиций, обусловленных устойчивым, размеренным ритмом, который во многом определил особый специфический строй народного творчества, его формы и содержание. "Мерное и медленное развитие крестьянского искусства в течение долгих веков обеспечило ему органическое нарастание и кристаллизацию очень высоких мастерских навыков и приемов в художественной обработке дерева, в различных технических особенностях женской вышивки. Основные черты этого искусства - декоративность, конструктивность и орнаментальность, сливаясь воедино в каждом отдельном памятнике, дают крестьянскому бытовому творчеству твердое и крепкое художественное основание”- писал B.C. Воронов в своей работе «О крестьянском искусстве».
Истоки крестьянской вышивки Северо-Запада России прослеживаются еще в домонгольском периоде, о чем красноречиво свидетельствуют результаты археологических исследований и письменные источники. Вышитые ткани XI - ХШ столетий были обнаружены при раскопках захоронений в Новгородской, Псковской, (Каргонольской), Вологодской, Архангельской и других областях. На Северной Двине, и к бывшей Олонецкой губернии также сохранились образцы вышитых тканей XIV - XVII веков.
Территориальные границы данного диссертационного исследования распространяются на современные Ленинградскую (быв. Санкт-Петербургскую и Олонецкую губернии), Новгородскую, Псковскую, Вологодскую и Архангельскую области, (быв. Каргопольский уезд), что
3
предметы (плат, ширинка, полотенца, подзоры, рубахи и т. д.), принадлежавшие представителям разных социальных групп населения, в том числе и крестьянам.
Мотивы и принципы построения узора русского орнаментального шитья ХУГ-ХУП веков, тесно связанные с другими видами русского декоративно-прикладного искусства, получили свое дальнейшее развитие в народной вышивке ХУШ-Х1Х столетий. Это прослеживается в золотном шитье праздничных женских головных уборов, одежды и обрядовых предметах ряда областей Русского Севера.
Художественные особенности крестьянской вышивки Северо-Запада конца XIX - начата XX века отличаются особой спецификой, что объясняется яркой самобытностью и своеобразием народного искусства данного региона. В области сюжетного орнамента здесь развивались местные художественно-стилистические черты, для которых было характерно использование зооморфных и антропоморфных мотивов в большей степени, нежели геометрических, типичных для среднерусских и южных регионов страны.
На севере в Архангельской, Олонецкой, Вологодской губерниях вышитый геометрический орнамент редко был самостоятельным и обычно сопровождал основной сюжетный или растительный узор.
Характерным примером подобного орнамента, распространенного в Олонецкой губернии и основанного на сочетании геометрического, раститительного и орнитоморфного мотивов, может служить полотенце из Пудожского уезда, хранящееся в фондах Государственного
Эгнографического музея (размер: дл. 248 см.; шир. 34 см.),5 вытканное из белого льняного домотканого холста. Оно орнаментировано тремя полосами вышивки, расположенными по концам и выполненными хлопчатобумажными нитками.
ГЭМ инв. № 68-2
25
Первая полоса вышивки симметрична и имеет трехчастную композицию: в центре стилизованный образ растения (трехчастная структура: корневая часть выделена прямоугольником, от которого вниз отходит маленький прямой отросток. Внутрь прямоугольника вписана геометрическая фигура, в которой выделена вертикальная линия. Нижние ветви от «корней» отходят широко в стороны и завершаются крупным многолепестковым цветком с выделенной сердцевиной. Центральная часть ствола имеет округлое утолщение с выделенной сердцевиной (с вертикальными линиями внутри), от которой симметрично отходят две ветки с листьями. Вершина - в виде окружности с выделенной сердцевиной и отростками в разные стороны.). По бокам от центрального образа -стилизованные растения с двумя парами листьев.
На второй полосе вышивки изображена мифическая птица типа павы: на голове корона и рожки с цветками на концах; от груди отходит трехлепестковый отросток; пушистый хвост; от верхней линии крыла отходят трехлепестковые растения; четыре лапки; «чрево» выделено в форме прямоугольника со вписанным в него еще одним прямоугольником, вверх и в стороны от «чрева» отходят стилизованные растения.
Третья полоса вышивки имеет фестончатый край и геометрический орнамент: треугольники, обрамленные с двух сторон рядами
стилизованных лепестков.
Для Северо-Западного региона было также характерно сочетание геометрического, стилизованного растительного, зоо- и антропоморфного орнаментов. В качестве примера можно привести вышивку* полотенца из села Петропавловское, Кирилловского уезда, Новгородской губернии, хранящееся в фондах Государственного Этнографического музея (размер; дл. 344 см.; шир. 35 см.).6
6 ГЭМ инв. л» 130-27. Илл. № 1
26