Ви є тут

Искусство раннего немецкого романтизма и европейское художественное наследие XV-XVII веков

Автор: 
Омельяненко Мария Валерьевна
Тип роботи: 
дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2006
Артикул:
172289
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение
I
История в восприятии предшественников немецкого романтизма. 1773 -1797
II
Ранний период деятельности немецких романтиков в связи с развитием эстетики историзма. 1797 -1807
III
Спор Гёте и романтиков об истории изобразительного искусства и его задачах
IV
Национальное возрождение. 1807 - 1810-е годы Заключение
Приложение 1
Некоторые понятия и положения «Философии искусства» Ф.В.Шеллинга
Приложение 2
«Христианство или Европа»: Новалис о прошлом и буду щем
Примечания Список литературы
Список иллюстраций
Иллюстрации
Введение
Тема данного исследования всего лишь указывает на существование связи между «искусством раннего немецкого романтизма» и «европейским художественным наследием XV - XVII веков», звучит не очень определенно и требует пояснений. Прежде, чем приступить к этим пояснениям и разговору о задачах исследования, замечу, что подобные очевидные исторические связи можно рассматривать с разных точек зрения, прибегая при этом к разным решениям. Главным в работе на такую тему могло бы стать описание частных случаев обращения художников немецкого романтизма к искусству прошлого, их подражание каким-либо историческим образцам или же использование старых форм, манер, старых трактовок тех или иных жанров. Изучив эти частные случаи, стоило бы обратиться к общей характеристике восприятия «художественного наследия» у романтиков и к тому, например, как их теория и практика заимствования отличались от теории подражания совершенным образцам в классицизме второй половины XVIII века. Данная диссертационная работа строится по другому плану: эстетический интерес немецкого романтизма к прошлому будет рассмотрен в ней как одно из проявлений романтического (а также предромантического) историзма. Этот подход предполагает рассуждения о том, какой смысл носило обращение к истории, как оно определялось в современной мысли, как было связано с текущими событиями и какие идеологические подтексты могло иметь. Далее, речь здесь должна пойти о следствиях, которые имели для романтического искусства различные особенности взгляда на историю и сверхценность исторических образцов на рубеже XVIII - XIX столетий.
Вопрос о смысле чьего-либо внимания к прошлому сложен и имеет философский характер. В научном исследовании его решением может стать одновременное обращение к различным истолкованиям преувеличенного
21
Отношения между «эстетическим» и «обыденным» в немецком романтизме вообще сложны и запутаны. На мой взгляд, потому, что некоторые теоретики романтизма в своих рассуждениях прибегали к условно эстетическим понятиям. Свою конечную цель, преображение мира и человечества, они могли истолковывать как «искусство». Себя же в любом случае они рассматривали как «художников». Это понятие у романтиков имело несколько архаичный, восходящий к Парацельсу смысл - мастер своего дела, преображающий какой-либо материал. К началу XIX века под таким материалом могли понимать все, что угодно, включая человеческие души. Когда Хайнрих ставит в своей книге вопрос об образе «художника» в романтических теориях, она особенно отмечает такие его черты, как элитарность и способность конкурировать с аристократией в деле ответственности за все происходящее в обществе14. Действительно, «художники»-романтики нередко считали себя особого рода аристократами или же, что не менее характерно, участниками какого-то нового Просвещения. Очень легко было бы назвать их преобразователями, стремящимися осуществить свои таинственные цели, в частности, при помощи искусства. Но рассуждения об эстетике, уподобление поэтов пророкам, мистификации, а также прекрасные самоогшсания у немецких романтиков больше всего способствовали не изменению мира, а развитию
этой самой элитарности и возбуждению интереса среди непосвященных.
/
Можно сказать, что роль эстетической составляющей в романтизме была неоднозначной, имела прикладные стороны, а сами создатели романтических теорий, так много писавшие об искусстве, не рассматривали его отвлеченно.
Далее, в рассуждениях Хайнрих о романтическом историзме или консерватизме появляются и другие общие определения романтизма, уже не относящиеся ко взаимодействию в нем, как было сказано выше, «эстетического» и «обыденного». Согласно этим определениям, романтизм
22
- реакция на французскую революцию 1789 года и террор (последний истолковывается как неудача либерального движения), реакция на индустриализацию и «порабощение личности» в современном мире, реакция на так называемую филистерскую жизненную позицию, которая связывается с новой бюргерской культурой15. Особое значение среди определений романтизма в «Geschichtsphilosophische Positionen...» имеет его описание через разрыв между идеалом и действительностью, несчастливыми носителями которого оказались идеалисты-романтики. Собственно, основной мыслью всего исследования Хайнрих стало уже встречавшееся у других авторов положение: трагический разрыв между поэзией и правдой толкнул романтиков на ставший характерным для них путь ухода от реальности. Последний подразумевал, как известно, множество вариантов «капитуляции» (в терминологии Хайнрих16) - побег романтиков в мистику, в возвышенную сферу поэзии, в католичество средневекового образца, в исконно немецкую, рождающую «немецкий характер» культуру или в экзотическую Индию.
Разговор о романтизме как об общественном движении, о разрыве между идеалом и действительностью и о «капитуляциях» требует и более точных определений самой практической деятельности романтических сообществ. В восприятии Хайнрих этот вопрос о практике (общественной и политической) имеет большое значение. По ее мнению, несмотря на ярко выраженное стремление изменить мир, романтики были лишь субъективными мечтателями, а их рассуждения об обществе всегда
17
оставались абстрактными . Эта мысль часто повторяется разными авторами: бесспорно, что романтическое поколение, вникавшее
во множество общественно-политических вопросов своего времени, на самом деле мало соприкасалось с областью практической общественной деятельности. Об этих людях проще всего говорить, используя классические определения К.Манхейма (именно определения, а не концепции), -