Ви є тут

Южноафриканская живопись: XIX-XX века

Автор: 
Скубко, Юрий Сергеевич
Тип роботи: 
XIX-XX века
Рік: 
2006
Артикул:
172296
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Введение Предыстория: наскальное искусство
Актуальность настоящего исследования обусловлена особой ролью ЮАР на африканском континенте - единственной развитой страны со значительным европейским, коренным африканским и смешанным населением, «локомотива» развития региона с сочетанием элементов культуры «первого» и «третьего» мира.
Южная Африка вызывала особый интерес в России со времен англобурской войны 1899-1902 гг., когда сотни русских добровольцев воевали против англичан на стороне независимых бурских республик, что нашло свой отзвук в русской культуре тех лет («Трансвааль, Трансвааль, страна моя, ты вся горишь в огне» и др.). Советский Союз оказывал большое содействие южноафриканскому национально-освободительному движению в 1960-х -1980-х гг., многие из современных руководителей ЮАР получили образование в нашей стране и хорошо знакомы с русской культурой.
В ЮАР существует значительная российская диаспора (несколько десятков тысяч человек), среди которой есть и известные художники (Владимир Третчиков). После ликвидации режима апартеида отношения между нашими странами активно развиваются, ЮАР играет ключевую роль в экономике, политике, культурной жизни современной Африки.
Культурно-этническая многополярность южноафриканского общества, осуществившего мирный переход от режима белого меньшинства к многорасовой демократии, представляется особенно интересной с точки зрения перспектив развития культуры и искусства, в частности живописи, как своего рода слепок современного мира, где глобализация и вестернизация породили противодействие в форме возвращения к
3
этническим и культурным корням, постепенном отходе от «европоцентризма» в искусстве при сохранении, впрочем, огромного влияния западной цивилизации.
Взаимовлияние, ассимиляция и взаимодействие разнородных элементов, различных культур дают подчас качественно новое содержание и направление художественной эволюции и в случае Южной Африки это уже происходит.
Древние наскальные росписи бушменов-сан , вовлеченные в «культурный оборот» только в XX веке, вместе с тем уже стали источником творческого вдохновения для целого ряда современных южноафриканских художников, как черных , так и белых.
Через многие поколения белых поселенцев, постепенно осознававших себя “белыми африканцами”, голландская, французская, английская школы живописи постепенно “африканизировались”, чему также способствовало появление в последние десятиления большой группы черных художников.
В предлагаемой диссертации автор рассматривает основные этапы становления профессиональной живописи в Южной Африке, основываясь на конкретно-историческом анализе художественных процессов.
Краткий экскурс в предысторию: наскальное искусство; начальный период художественной активности колонистов с конца XVIII до середины XIX века; становление профессионального искусства: вторая половина XIX -начало XX века; самоидентификация, преодоление провинциализма: период между двумя мировыми войнами, середина XX века; появление отдельных, а затем целого ряда черных живописцев; живопись эпохи кризиса и краха апартеида, прорыв изоляции и новые перспективы: вторая половина 70-х -90-е гг. XX века, а также творчество отдельных выдающихся художников, наиболее значимых творческих групп и направлений.
Автором собран большой, ранее недоступный отечественным исследователям фактический материал: каталоги галерей и музеев, статьи и монографии южноафриканских искусствоведов, местные тематические
10
в присущей ему полемической манере, что современное искусство не открыло с тех пор ничего нового.
Во всяком случае можно отметить, что возвращенное в «культурный багаж» человечества лишь в XX веке, древнее наскальное искусство с его пластической условностью оказалось наиболее созвучно именно искусству этого столетия, освобожденного, с развитием фотографии и кино, от функции буквального копирования действительности и все более раскрепощенного в поисках новых форм и художественных решений.
Южноафриканская культура отражает сложный расово-этнический состав населения: африканцы, белые, азиаты (индийцы и китайцы), метисы или «цветные» и множество подгрупп внутри каждой группы. Древнейшие обитатели страны - бушмены и готтентоты, а также пришедшие позднее с севера многочисленные народности языковой семьи банту (коса, зулу, тсвана, ндебеле и др.), которые вытеснили на юг и частично ассимилировали бушменов. На скалах и в горных пещерах начиная с XVIII века обнаруживают наскальные рисунки бушменов эпохи палеолита. Эти древние шедевры являют как бы точку отсчета южноафриканской культуры.
Подавление традиционных культур коренного черного африканского населения в эпоху переселенческого колониализма и апартеида плюс «плавильный котел» современной городской цивилизации имеют следствием упадок старинного уклада жизни, о котором еще можно получить представление в африканских деревнях.
При всех различиях обычаев и табу среди африканских этносов, большинство традиционных африканских культур основаны на вере в мужское божество (обожествлении мужского начала), духов предков и сверхъестественные силы. Брачные обычаи допускают полигамию, мерилом богатства служит скот, играющий также важную сакральную роль (жертвоприношения).
В Южной Африке, как и в Сахаре, живопись находят обычно под нависающими скалами, в небольших пещерах и гротах.
Использовалось как нанесение красок, так и резьба по камню (выдалбливание точек и гравирование). Врезанные изображения (петроглифы), в отличие от живописных ансамблей горных районов юга, юго-востока и юго-запада страны, находятся в основном на вершинах небольших холмов и небольших прибрежных скалах внутренних районов страны в междуречье рек Оранжевой и Вааль.
Территориальная разделенность двух направлений наскального искусства и предполагаемое более древнее происхождение петроглифов позволяют предположить авторство также каких-то прото-бушменов или вообще выходцев из других исчезнувших племен. Рисунки изображают почти исключительно диких животных - антилоп, зебр, слонов и жирафов и
др.
Наиболее распространены изображения антилоп, что определенно имело и культовое значение. Древнейшие южноафриканские петроглифы небольшого размера (в сравнении с петроглифами Сахары) и вырезаны тончайшей контурной линией с применением очень острых и прочных инструментов, не исключено, что алмазов [Мириманов, 1986, с.39].
Если на территории Трансвааля большая часть гравированных изображений носит реалистический характер(виртуозное владение техникой пиктажа позволяло художникам изображать не только контуры предметов, но и их фактуру и даже тоновую окраску) то по мере продвижения на север характер изображений постепенно меняются, они становятся все более условно-схематическими.
Картины, выполненные красками, создавались в основном в горных убежищах. Многие «фрески» наслаивались друг на друга на протяжении тысячелетий, так что их «расчленение» представляет серьезную проблему. Интересно, что нижние, самые древние рисунки, сохранились гораздо лучше более современных, что говорит о том, что бушмены со временем утеряли старинные рецепты изготовления красок.