Ви є тут

Компьютерная графика как особый вид современного искусства

Автор: 
Турлюн Любовь Николаевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2006
Артикул:
172304
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение........................................................... 3
Глава 1. Компьютерная графика в изобразительном и виртуальном
искусстве: краткий исторический очерк.............................. 9
§ 1.1 Понятие компьютерной графики........................ 9
§ 1.2 Место компьютерной графики в виртуальном искусстве 19
§ 1.3 Зарождение компьютерной графики в 50-60 годах XX века... 26
§ 1.4 Эксперименты в области художественной компьютерной
графики в период 70-90 е годы XX века................... 33
§ 1.5 Развитие компьютерной графики 80-90 годы в России........... 43
Глава 2. Воссоздание классических и модернистских направлений в изобразительном искусстве средствами компьютерной
графики........................................................... 54
§ 2.1 Имитация традиционной живописи и графики средствами
компьютерной графики.............................................. 54
§2.2 Анализ творчества некоторых зарубежных и отечественных
художников - компьютерщиков....................................... 68
§ 2.3 Применение компьютерных технологий в реставрации
произведений искусства............................................ 75
§2.4 Место компьютерной графики в современной художественной
жизни............................................................. 89
Заключение....................................................... 109
Список литературы и источников................................... 113
Приложения........................................................121
Иллюстрации.......................................................162
Список иллюстраций............................................... 198
Введение
Л ктуальность исследован ия.
Обновление искусства всегда начиналось с обновления содержания. В век информационной культуры, когда во все виды человеческой деятельности внедрены компьютерные технологии, язык искусства расширяет свои возможности средствами компьютерной графики; классическая эстетика, четкие критерии художественности, сформулированные философами и мыслителями Х1Х-ХХ столетий уступили свои позиции эстетике постмодернизма. Новаторство определяется в единстве содержания и формы, более того, новаторство содержания не может быть без обновления формы, а обновление формы связано с новыми технологиями. Активное внедрение новых технологий в искусство подтверждает актуальность данной работы. В художественной практике на сибирских выставках все чаще выставляются произведения, выполненные средствами компьютерной графики. Эти произведения нуждаются в искусствоведческом анализе, что также подчеркивает актуальность темы.
Методология и методы исследования. Многоплановость и многоаспектность объекта исследования, а также разнообразие задач определили общую междисциплинарную направленность работы. Методология исследования базируется на единстве теоретикоаналитического и культурно-исторического подходов. Для анализа произведений компьютерной графики были использованы подходы и положения, разработанные в культурологии, онтологии, философии, техники, искусствоведении, компьютерных науках (Н.Петрова, В. Вязьмина, Л. Клаус, Френка Поппера, М.Бурлакова, Н.Я. Малахова, В.В. Гулыги и др.). Основными методами исследования являются исторический, системный, а также стилистический анализ произведений художников.
19
внешний мир, частично включив его в себя [3].
Коллажный принцип базируется на особом понимании произведения искусства, представляющего собой побуждающий к «ассоциациям визуальный материал из любого источника независимо от того обладает он или не обладает статусом искусства»[29]. Сам принцип коллажа -возможность сочетания «всего со всем» - метафоричен. Коллаж стремится к бесконечности: он не претендует на роль законченного произведения, сводя творчество к процессу установления связей между изображаемым и переходом восприятия зрителя на уровень обобщения. Множество изображений-знаков объединяются одним - единой точкой зрения художника или зрителя. Компьютерное искусство предстает как открытый способ действия: художники создают не законченное
произведение, а пробуждают активность зрителя, приглашая их к сотворчеству.
1.2 Место компьютерной графики в виртуальном искусстве.
Компьютерная графика стимулирует разработку виртуальной культуры XXI века. К феномену Виртуальности обращаются многие исследователи (Якимович, Маньковская, Рубцова). Они отмечают, что Виртуальная реальность активно воздействует на эстетику реального мира, порождая компьютерную эстетику, при этом наблюдается некий контраст высокотехнического инструмента и эстетики и определяется эффект сказочных возможностей творить на экране волшебный мир образов.
Виртуальная реальность - технология, которая зародилась в 60-х гг. XX века на стыке исследований в области трехмерной компьютерной графики и человеко-машинного взаимодействия. Целью разработчиков виртуальной реальности было создание максимально естественного интерфейса, устранение «зазора» между человеком и компьютером. Виртуальная реальность направлена на симуляцию чувственных данных, которые формируют «как бы реальный» опыт. При всем
20
разнообразии систем виртуальная реальность объединяет производимый эффект - эффект погружения. Он заключается в том, что пользователь перестает ощущать себя внешним наблюдателем и включается в виртуальное окружение, начинает воспринимать его «как настоящее» (или «почти как настоящее»). Всплеск общественного интереса к виртуальной реальности приходится на начало 90-х гг. XX века. К началу XXI века виртуальная реальность достигла высокого уровня технологичности и получила широкое распространение во многих областях человеческой деятельности, в том числе и в изобразительном искусстве. Виртуальная реальность - не просто «очередная компьютерная технология», виртуальная реальность принадлежит к тем знаковым достижениям науки и техники, с появлением которых связывают изменения во многих областях человеческой деятельности, в массовом сознании. Виртуальная реальность обнаруживает глубокие связи с пластическими и исполнительскими искусствами, становится важным фактором модернизации и развития их языка. Виртуальная реальность заставляет переосмыслить проблему соотношения символа и образа, конкретно-чувственного и абстрактно-рассудочного познания, переопределить роль воображения и фантазии. Виртуальную реальность можно рассматривать как новую технику репрезентации, которая в ближайшем будущем будет во многом определять наш эстетический опыт. Виртуальная реальность - это технология конструирования искусственных миров, которые могут поспорить по достоверности с миром реальным. Виртуальная реальность настойчиво предлагает сформулировать заново извечные вопросы. Каждая технология - это воплощение идеологии общества или, скорее, - идеологические инвестиции общества в собственное ближайшее будущее. Поэтому виртуальная реальность можно рассматривать не только как фактор масштабных изменений, но и как выражение современных культурных тенденций. Таким образом, виртуальная реальность становится