Ви є тут

Творческий метод Пьера Боннара и некоторые проблемы визуальной культуры XX века

Автор: 
Чмырева Ирина Юрьевна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2004
Артикул:
172424
179 грн
Додати в кошик

Вміст

План диссертации
"Творческий метод Пьера Боннара и некоторые проблемы визуальной культуры XX века"
I. Введение____________________________________________________ 4
1.1. Постановка проблем исследования_____________________4
1.2. Обзор источников____________________________________15
1.3. Краткий очерк творческой биографии Пьера Боннара 29
II. Творческий метод Пьера Боннара_____________________________ 38
11.1. Живопись и фотография в творчестве Пьера Боннара 38
11.2. Искусство претворения впечатлений__________________ 72
Н.2.1. Форма живописного высказывания в творчестве
Боннара____________________________________________ 73
II.2.2. Технология живописи Боннара - приемы аллюзии и «старения». «Живопись проявляется, живопись напоминает»_______________________________ 92
И.З. «Образный ряд» или «номы» Боннара. Трансляция и восстановление архетипов_____________________________ 110
III. Эволюция творчества и вопросы стилевой принадлежности искусства Боннара разных периодов________________________ 118
III. 1. Постимпрессионизм. К вопросу взаимоотношений Боннара и художественных концепций 1880-х - 1900-х годов____________________________________________________ 120
Ш.2. Медитерранизм. К вопросу определения явления и место Боннара в ряду медитерранистов_________________ 135
111.3. Философская и этическая основа эволюции стиля
художни ка_______________________________________________ 145
2
Ш.3.1. Изменение философских позиций в течение одной жизни... Опыт реконструкции воззрений личности в контексте эпохи на примере творческой
биографии Пьера Боннара____________________________
Ш.3.2. "Катарсис внутренний" и "катарсис внешний". Семиотика изображения больного человека в творчестве Боннара. Этический аспект живописи художн и ка________________________________________
IV. Пьер Боннар и некоторые проблемы визуальной культуры XX века__________________________________________________________
IV. 1. Некоторые аспекты влияния творчества Пьера Боннара на художественные формы визуальной культуры XX века: живопись, кинематограф, фотография, искусство перфоманса и инсталляции________________________________
V. Заключение_________________________________________________
Приложение 1. Библиография____________________________________
Приложение 2. Творчество Пьера Боннара и русское искусство XX века
Приложение 2.1. Знакомство с творчеством Пьера Боннара в России. Произведения Боннара в российских дореволюционных собраниях____________________________
Приложение 2.2. Пьер Боннар и русское искусство 1910-х - 1920-х годов_______________________________________
Приложение 2.3. Советское искусство 1920-х - 1930-х годов и мидитерранизм________________________________
Приложение 2.4. Освоение опыта Пьера Боннара в творчестве российских мастеров 1960-х - 1990-х годов_
Приложение 2.5. Пьер Боннар и новые художественные тенденции российского искусства 1990-х - 2000-х годов
145
160
187
190
218
221
230
231 254 264 275 279
Приложение 3. Комментированный каталог произведений Пьера
Боннара, хранящихся в государственных собраниях на
территории Российской Федерации_______________________________ 294
30
католических пансионах в провинции, а потом в Париже, общаясь с семьей только по выходным и на каникулах.
В 1887 году Пьер Боннар начинает посещать вечерние классы Академии Жюлиана (Académie Julian), одной из самых либеральных парижский художественных школ того периода. На занятиях он сближается с Полем Серюзье, Морисом Дени, Анри Ибелем и Полем Рансоном. Пять друзей основывают общество, вошедшее в историю искусств как группа Наби (пророков)15 или «набиды».
После окончания двух лет обучения в университете, Боннар должен был пройти воинскую или альтернативную, гражданскую службу. Художник выбрал службу клерка в Регистрационной палате Парижа - даже в этот период он не хочет оставлять город, ароматом которого он наслаждается16; после гражданской службы Боннар провел только шесть месяцев в воинском строю. Эти события ознаменовали 1888 и начало 1889 года в биографии художника и отразились в нескольких живописных произведениях17, выполненных, без сомнения, под влиянием постимпрессионистического опыта, приобретенного Боннаром благодаря знакомству набида Серюзье с

самим Полем Гогеном .
В том же 1888 году Боннар начинает посещать Высшую школу искусств (Ecole des Beaux-Arts), ту академическую институцию с вековой солидной репутацией, которая, в глазах отца художника, только и могла дать образование, приличествующее профессионалу. Обучение в этом заведении не оставило столь яркого следа в творчестве художника, вероятно, в связи с тем, что он пришел туда уже вполне сформировавшимся автором. Но в стенах Высшей школы искусств Боннар знакомится с Керр-Ксавье Русселем
15 Nabi, как на иврите звучит prophets - пророки (256)
,6 Bonnard P. Correspondance ( 150), с. 12
17 Имеются в виду подготовительные эскизы и сама картина «На плацу» 1890 года - каталог Dauberville J.&H., V. 1 (167)
'* Ellridge A. Gauguin and the Nabis. Prophets of Modernism (178), c. 57, также Dorra H. Emil Bernard & Paul Gauguin (176), Harrison Ch. Gauguin and Pont-Aven Group (193), Negri R. Bonnard et nabis (221), Крючкова В. Символизм в изобразительном искусстве (68)
31
и Эдуардом Вюйаром, которые примкнут к группе набидов, пройдут посвящение и получат свое «тайное» имя в союзе пророков19.
В 1889 году Боннар принял участие в конкурсе на создание нового рекламного плаката французского шампанского “France-Champagne, Е. Debray”20. Эта марка шампанского уже имела известность в Париже, который в конце XIX века был туристическим центром Франции, гастрономия, вина, стиль жизни которого отождествлялись с самим понятием французского. Естественно, что производитель марки «Французское шампанское» уделял особое внимание представлению своего продукта. Широкое освещение конкурса в прессе и специальные акции, как, например, открытые дегустации и проч. были использованы этим частным производителем как масштабная рекламная акция с использованием события в области искусства.
Плакат Боннара был выполнен в совершенно инновационной манере. Он сумел придать изображению ассоциацию с легким опьянением шампанским, соединив притягательный образ молодой женщины, свободную абстрактную линию, соединяющую отдельные элементы изображения и наполненную многочисленными аллюзиями, и современный шрифт. Боннар превратил линию «удар бича» art nouveau в более прихотливую и более индивидуальную форму. Эта линия, как и лаконичное элегантное цветовое решение - в три оттенка желтого - плаката в целом, стали не только знаком, неразрывно связанным с именем конкретного художника, но и ознаменовали новую эпоху в развитии плаката art nouveau21. Пластическое решение этого плаката Боннара, как указывают исследователи22, оказало большое влияние на творчество Анри Тулуз-Лотрека. Знаменитые афиши последнего появились вскоре после выхода тиража «Французского шампанского».
19 Bllridge А. (178), с. 32 и др.
20 Ives C.City Life. Цит. по Ives C., Giambruni H.. Newmann Sasha M. Pierre Bonnard, the graphic art (199). c. 95
21 Графическая форма «бича», «побега», существовавшая как элемент декоративного орнамента, узнаваемое стилевое «украшение» (См. Delevoy R.L. (172), Европейская живопись. XIII-XX веков (45), Сарабьянов Д. (114)) приобрела здесь черты узнаваемой индивидуальности, она превратилась в самостоятельный объект, стала росчерком, по которому узнавался, как по подписи, автор
22 Ives C., Giambruni H., Newmann Sasha М. (199), с. 99, также Watkins N. Bonnard (262)