Ви є тут

Дом - образ : Художественно-образные процессы сложения традиционного жилища Западного Приуралья

Автор: 
Кошаев Владимир Борисович
Тип роботи: 
Художественно-образные процессы сложения традицио
Рік: 
2001
Кількість сторінок: 
382
Артикул:
1000322062
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение.....................................................3
Глава 1. Традиции народной художественной культуры в аспектах идеалогической реконструкции
1.1. Народное искусство и проблема гносеологии............... 46
1.2. Проблема анализа и синтеза науки о народном искусстве 51
1.3. Об оценке значений категорий философии для науки о народном искусстве.................................................. 77
1.4. Художественно-эстетическое содержание процессов сложения образной системы, её характер в традиционном жилище Западного Приуралья........................................................... 90
Г лава 2. Образ дома в исторической ретроспективе общественной жизни
2.1. Проблема культурогенеза традиционного жилища.
Две типологические модели образа дома II тыс. до н.э. - II тыс. н.э 108
2.2. Общая хронология жилища в регионе. Видовые изменения
в систематике факторов дома........................................ 119
2.3. Проблема периодизации жилища в регионе Западного Приуралья.......................................................... 123
2.4. Общие и индивидуальные черты образной системы традиционного жилища Западного Приуралья........................... 138
Глава 3. Источники образа дома: проблема оценки его художественного содержания
3.1. Национальное и этническое содержание источников народного искусства Западного Приуралья.............................158
3.2. Искусство как форма религиозного мировоззрения и этики народного сознания........................................... 168
3.3. Содержание композиций и специфика воплощения
в прикладном искусстве и традиционном жилище............................171
3.4. Формальные параметры оценки искусства дома...................182
Глава 4. Этнохудожественные особенности процессов
искусства в традиционном жилище народов Западного Приуралья
4.1. Контаминация художественно-эстетических критериев
в финно-угорской традиции дома (коми, удмурты, марийцы).................192
4.2. Тюркская модель мира в ансамбле традиционного жилища Западного Приуралья (башкиры, чуваши, татары)............................244
4.3. Славянская модель мира и ее воплощение в народном
зодчестве Западного Приуралья............................................280
Заключение..........................................................314
Список литературы................................................... 320
Приложение I
Содержание.......................................................... 2
Паспорт-анкета для изучения традиционного жилища....................3
Сравнительная терминология частей дома..............................5
Приложение II (Т. 2)
Содержание..........................................................2
Карта схема 1................................................... 3
Четыре вида пространственных комплекса усадьбы.................. 4
Карта-схема 2................................................... 5
Таблицы с иллюстрациями......................................... 6
располагает тремя различными формами познавательного процесса.
Первое гностическое свойство искусства и первое образное свойство красоты сосредоточены в тождественности законов природы и человеческого сообщества. Крупная пластика формы народного искусства заключена в идее порядка и целесообразности и определяет тип народной художественной культуры и спектр устойчивых образных представлений (дом-космос, дом-крепость, дом-собственность, дом-семья и т.д.) как функции мифологического сознания и способа жизнедеятельности людей.
Вторая - искусствоведческая форма познания - определяет историко-художественные критерии и образный смысл, в котором жилище - объект наделяется понятиями искусства - предметным обозначением в зависимости от того, что считается важным при оценке его сущностей. Здесь мы имеем отношения с формированием понятий искусства, которое в вопросах эволюционирования научного знания о народной культуре и искусстве связано с идеями Ф.Буслаева, определившего общие категории науки о народности: принципы русского народного творчества - коллективность, традиционность, вариантность, важнейший признак - орнаментальность, главный критерий - слияние в одном лице создателя и потребителя, а гораздо позднее уже с выводами других исследователей В.С.Воронова, А.И. Некрасова, А.В.Бакушинского и их последователями, связывающих содержание художественного образа со смыслами материальных объектов и их ансамблевостью, эстетикой формы, вопросами стилеобразования.
Третья форма познания как проблема взаимосвязи искусствознания с определением категории красоты строится с учетом формы и способы функционирования искусства, знание о которых
47
расширяет возможности искусствоведения и позволяет бы оценивать крупные социообщественные категории и функции народного искусства, а также привлекать материалы этнографии, археологии, архивные источники, что необходимо для науки в программах ее междисциплинарного состояния. Тогда историческая периодизация народного искусства может быть определена в комплексах общественной формы, границами которых может служить аксиологические категории времени распада рода, племени, возникновения семьи, изменения общественного способа производства, появления религии, государства и изменения воззрений в процессе развития общества. Данная проблема не имеет развернутого методологического обоснования и аппарата, так как опирается на материалы сравнительно позднего периода развития народного искусства. Формирование такого обоснования должно сопровождаться рассмотрением обстоятельств образного мышления и его специфики в различное историческое и доисторическое время. Также недостаточно ясны роль народного искусства в сложении конфессиональной и светской художественных традиций и тот повышенный интерес, который проявляет профессиональное искусство XX в. к искусству народному. Художественно-образные процессы, в которых принимает участие народное искусство, по мнению автора, точнее всего определяет тождество "противоположностей и различий неделимого целого". Художественно-образные процессы есть своего рода иллюстрация понятия "Первого основоположения" Ф.А.Лосева: "Космос неделимо делим, т.е. обладает становящейся, или непрерывно-изменчивой, интенсивностью себя как некоей единичности” (206, с. 201). В такой постановке проблем искусствознания становится очевидным необходимость
48.