Ви є тут

Творчество Дьёрдя Куртага. Опыт характеристики

Автор: 
Алюшина Ольга Сергеевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
210
Артикул:
172504
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
• і
Г Л АВА I
ГЛАВА II
ГЛАВА Ш
Обзор музыкальной культуры Венгрии второй половины XX века. От Б. Бартока и 3. Кодая до современного этапа венгерской музыки. Личность Д. Куртага в контексте национальной традиции.
Дьердь Куртаг и его иску сство.
1. Мировоззрение, эстетика. Поэтика музыкального языка.
2. Метод композиции. Ма териал как концентрат.
Принцип цикличности миниатюр. Камерно-инструментальное творчество.
1. Произведения для струнною квартета. Струйный квартет op. 1. '‘Hommage à Mihàly Andrés” op. 13. ‘‘Officium breve” in memoriam Andreae Szervanszky op. 28.
2. Произведения для фортепиано. Восемь пьес для фортепиано ор. 3. «Осколки» ор. 6 d. «Игры».
3. Произведения дія альча. «Знаки» ор. 5. Девять пьес для альта соло. ‘‘Hommage â R.Sch.” дія кларнета, альта и фортепиано op. 15 d.
Слово и музыка. Вокальное творчество.
I. «Изречения Петера Борнемисы» для сопрано и фортепиано на слова П. Борнемисы ор. 7.
«Послания покойной Р. В. Трусовой» дія сопрано и камерного ансамбля на слова Р. Далош op. 17.
«Сцены из романа» для сопрано, скрипки, контрабаса и цимбал на слова Р. Далош ор. 19.
«Аттила Йожеф — Фрагменты» для сопрано соло на слова А. Йожефа ор. 20.
«Фрагменты из Кафки» для сопрано и скрипки на слова Ф. Кафки ор. 24.
2. Другие сочинения с текстом.
89
ГЛАВА IV' Пространственная музыка. Сочинения недавних лет.
1. ‘‘...quasi una fantasia...” для фортепиано и группы инструментов, рассредоточенных в пространстве ор. 27. “Ligatura-message to Frances-Marie” (The answered unanswered question) для одной виолончели с двумя смычками (либо двух виолончелей), двух скрипок и челесты, рассредоточенных в пространстве ор. 31 Ь. “Samuel Beckett — What is the word” для альта соло, голосов и камерного ансамбля, рассредоточенного в пространстве на слова С. Беккета ор. 30 Ь.
“Stele” для большого оркестра ор. 33.
93
94
2. Поздние работы Дьёрдя Куртага. “Hôlderlin-GesÜnge” для баритона соло на слова Ф. Гёльдерлина ор. 35 а.
“...pas à pas — nulle part...” Poèmes de Samuel Beckett для баритона, ударных и струйного трио на слова С. Беккета ор. 36.
«Знаки, игры и послания» для струнных.
“...Concertante...” для скрипки, альга и оркестра ор. 42.
103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
О двух концепциях авторского стиля в контексте национального и общеевропейского. Дьёрдь Кур гаг и Дьёрдь Лигети.
111
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ
Последние источники знаний о Д. Куртаге:
документальный фильм; конференция в Париже; интервью автора с композитором.
Список сочинений.
Нотные примеры.
122
131
138
152
20
Автор наполняет свои произведения многочисленными знаками, аллюзиями, цитатами, парафразами, посвящениями, посланиями, диалогами — порой зримо-игрового характера. Здесь не только опыт соприкосновения композитора с различными эпохами, с личностями различных композиторов, не только способ расширения своего индивидуального авторского стиля. Это способ обобщения каких-то очень важных идей всей традиции музыкального искусства в опоре на высказанные музыкальные мысли. Это своего рода воспоминания, эпитафии, надгробные памятники, это дань кому-либо в посланиях «постфактум». Отсюда прослеживается еще одна характерная группа слов в авторских названиях: “Requiem”. “Stele”, “Grabstein”, “farewell”6. Это духовные и музыкальные диалоги, как с крупными композиторами различных эпох, так и с людьми, лично значимыми для Куртага.
Помимо произведений, имеющих в заглавии объект послания, например. «Посвящение Михаю Андрашу» (“Hommage à Mihâly Andrâs”) для струнного квартета op. 13, «Посвящение Луиджи Ноно» (“Omaggio a Luigi Nono”) для хора a cappella op. 16, «Посвящение Р. Ш.» (“Hommage à R. Sch”) для кларнета, альта и фортепиано op. 15 d, «Краткие приношения памяти Андреа Сервански» (“Officium breve” in memoriam Andrea Szervânszky) для струнного квартета op. 28, «Ретро-взгляд, посвящение Штокхаузену» (“Rückblick, Hommage a Stockhausen”) ятя четырех исполнителей, послания известным личностям содержатся в отдельных частях произведений, например, Б. Бартоку, И. С. Баху, Л. Бетховену, Э. Варезу, Дж. Верди, Д. Кабалевскому, 3. Кодаю, Д. Лигети, М. Мусоргскому, И. Паганини, Д. Скарлатти, И. Стравинскому, П. И. Чайковскому, Д. Шостаковичу, Ф. Шуберту («Игры» для фортепиано в четыре руки), Ф. М. Достоевскому и И. Ф. Стравинскому в «Маленьком затруднении» для флейты пикколо, тромбона и гитары ор. 15 Ь. Кроме того, композитор использует цитаты из произведений других композиторов (цитата из Кантаты ор. 31 Антона Веберна и Серенады Андреа Сервански в “Officium breve” in memoriam Andrea Szervânszky op. 28). Пьесьi-посвящения могут быть чьим-либо стилистическим портретом, могут бьпъ написаны в память об умершем, как дань признания, или содержать в себе тайные посвящения.
«Отдельные события, происшествия, даже банальные вещи вызывают внутренний ОТКЛИК, который Я МОГ}' перевести на язык музыки более легко, чем словами», — говорит композитор в интервью (Beckles Willson. 77, 2). Сдержанность композитора к высказыванию словами приводит его к общению с друзьями и коллегами уникальным путем — он предпочитает адресовать им послания, посвящения через музыкальные
й «Заупокойная» (лат.), «стела» (греч.), «надгробный камень» (нем.), «прощание» (англ.).
21
произведения, а не через слова. Произведения Куртага, в частности, «Знаки, игры и послания» — это музыкальный дневник индивидуальных настроений и откликов па события, происходящие с композитором и вокруг него. Куртаг находит своеобразную грамматику для своих посланий. Музыка является и голосом, и знаком. Она говорит о чем-то, наполнена смыслом, но, одновременно, содержит в себе какие-то символичные значения. Свой собственный современный индивидуальный язык, свою организованную знаковую систему Куртаг формирует на основе ориентации на музыкально-историческое прошлое.
Почему Куртагу так хорошо удается то, что гораздо труднее дается его современникам? Откуда такая способность к неожиданным и удивительным результатам взаимодействия гонов, жестов и звучаний, которые в современной музыке сами по себе уже не являются новыми? Как получилось, что у Куртага содержанием и напряжением наполняются совершенно привычные мелодические интервалы, а определенные мелодические ходы способны сообщать то новое, что не звучало в музыке ранее? Возможно оттого, что каждый момент, каждый тон прослушан, прочувствован, прожит и «выстрадан» Куртагом заново, наполнен новыми личными неповторимыми ассоциациями и содержанием. Композитор убежден в том, что все можно выразить при помощи самых простых средств. «Каждая отдельно взятая нота имеет смысл и исполнитель должен понимать это», — говорит Куртаг в интервью (Bccklcs Willson, 77, 2). Эта простота средств выражения используется для прямоты, непосредственности, индивидуальной выразительности высказывания. И этими средствами Куртаг раскрывает трагедию потерянного человека в современном мире.
Манера Куртага — говорить по необходимости и только самое основное — и его стремление сказать что-либо в нескольких словах проявляются и в его музыке тоже. «Я придерживаюсь мысли о том, что одна нота это почти достаточно», — сказал он однажды (Beckles Willson, 77, 3). Одна нота суммирует в себе сущность, эссенцию, сгусток чувств, эмоций, событий, происшествий, крика, плача, рыдания, жеста. II даже одного инструмента может быть достаточно. Многие из его работ, к примеру. «Знаки» (’‘Jelck”) op. 5 для альта соло, ограничены одним голосом или инструментом. «Взяв за основу что-то одно простое можно сделать музыку почти из ничего», — говори т Куртаг (Deckles Willson, 77, 3).
Однако музыка Куртага конструируется не только из звуков, но также и из тишины. Дьёрдь Куртаг является носителем «сакрального отношения к безмолвию в музыке» (Барсова, 2, 94). Тихая музыка и оглушительные паузы, которые становятся символом века и связываются с новым содержательным аспектом музыки, так называемым,