Ви є тут

Формирование классического стиля в клавирной музыке XVIII века

Автор: 
Безрядина Елена Вячеславовна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
204
Артикул:
172506
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение................................................................3
Глава 1. Проблема «барокко - классицизм» в музыке как отражение процессов секуляризации культуры.................................................15
1.1. Историко-философский аспект проблемы «барокко - классцизм»....16
1.2. Музыкальная практика...........................................36
1.3. Музыкальный язык...............................................51
1.4. Музыкальный стиль..............................................У9
Глава 2. Эволюционно-стилевые процессы в клавирной музыке XVIII века .95
2.1. О национальных стилях в клавирной музыке
1710-1720-х годов...................................................96
2.2. Развитие гомофонной фактуры и специфических
клавирных формул в музыке 1730-1740-х годов........................112
2.3. Формирование вертикальной организации фактуры
и «чувствительный» стипь в клавирной музыке 1750-1760-х годов 131
2.4. Венский классический стиль и главные направления
развития фортепианной музыки в 1770-1780-х годах...................149
Заключение............................................................169
Список использованной литературы......................................176
Приложение............................................................192
2
Введение
Тема классицизма в музыке принадлежит к наиболее основательно разработанным темам музыкознания. Она изучается с момента возникновения музыкальной науки, однако остается по-прежнему актуальной. Свидетельством этого является появление все новых работ, посвященных классическому стилю и музыке XVIII века.
В многочисленных трудах (на современном этапе это - работы Ч. Розена, 1976 [170]; Л. Ратнера, 1980 [167]; Ф. Даунза, 1992 [154]; Д. Хертца, 1995 [157]; Л. Кириллиной, 1996, 2007 [60, 61, 62]) подробно освещаются параметры и характеристики классического и классицизма в музыке, разбираются вопросы формообразования и музыкальною языка, эстетики, практики и музыкальной выразительности, в основном, на примерах творчества крупнейших композиторских фигур. При этом классический стиль рассматривается как данность, интереснейший факт музыкальной истории. Данная работа посвящена исследованию вопросов стиля и стилеобразования и рассматривает музыкальное искусство XVIII века в момент стилевой эволюции, перехода от барокко к классицизму.
Формирование классического стиля оказывается уникальным явлением в истории музыки по причине стремительного, произошедшего в течение полувека, изменения организации музыкального языка от полифонического к гомофонному типу. В данном исследовании предлагается рассматривать проблему «барокко - классицизм» как отражение процесса секуляризации культуры. В основе этого подхода лежит предположение о том, что полифонический и гомофонный типы музыкального мышления несут образно-художественные ха-
3
* * *
Связанный с секуляризацией процесс разделения системы ценностей и всей европейской культуры - на светскую, человеческую и духовную, обращённую к вечности, начался в конце Средневековья и продолжался в последующие эпохи. Неравномерность развития этого процесса в разных искусствах объясняется большей или меньшей предрасположенностью их к светской содержательности и направленности.
Для современного восприятия представляется почти несовместимым сочетание любовного содержания текстов и полифонических форм выражения в ренессансной музыке светского направления. А причина, возможно, в том, что поэтическое словесное искусство легко находит путь к новому, светскому содержанию, просто сменив латынь на родной язык, музыке же требуется ещё долгий путь развития и изменения.
Интересные наблюдения над эволюцией архитектурных стилей в связи общекультурными процессами содержат работы А. Демченко. Искусствовед обращав! внимание на то, что стало привычным относить готический стиль к эпохе Средневековья, опираясь на его духовную общность с конструктивными принципами «строгого стиля», тогда как хронологически готика господствовала в европейской архитектуре на протяжении ХШ-ХГУ веков, в эпоху Возрождения, а отдельные сооружения в этом стиле строились до XIX века (например, Кёльнский собор, законченный в 1882). Разделение в архитектуре возрождения на готику и стиль ренессанс, А. Демченко сравнивает с барокко и классицизмом в искусстве XVII века и связывает с борьбой романтического и реалистического типов мировоззрения, как «констант бытия» [37, 13]. Представляется очевидной связь стиля ренессанс с тенденциями антропоцентризма и светского искусства, опирающегося на античные образцы, функциональность (удобство) и рациональную организацию пространства, а готики - с теоцентризмом и церковным искусством.
Музыка, тесно связанная в своей профессиональной форме с церковным искусством, гораздо позже, чем литература, пластические и изобразительные
19
искусства, обнаружила изменения культуры, двигающейся в светском направлении. Полтора столетия эпохи Барокко оказались временем полной перестройки внутренней организации музыки, переориентации ее на новое человеческое содержание, проблематику. В этот период произошло формирование современного музыкального языка - синтаксиса, грамматики, словаря и, наконец, музыкального стиля, как феномена, порождаемого музыкально-художественным мышлением.
* * *
Вопрос о центре мироздания оказывается важен для организации отдельно взятого произведения искусства.
Яркий пример проявления теоцентристского мировоззрения даёт организация живописного пространства иконы, подчинённая законам «обратной перспективы». С точки зрения теоцентризма мир - иллюзорен, поэтому вещи, предметы не имеют значения, дух - единственная реальность.
Концепция живописи классической эпохи итальянского Возрождения (Х1У-ХУ1) антропоцентрична. Те же религиозные темы, сюжеты и образы ориентированы на восприятие, имеют много привлекательных деталей, воспроизводят различные фактуры, освещение, эмоции, кроме того, естественную для реального наблюдателя перспективу.
Произведение искусства теперь приобретает собственное «внутреннее» пространство, оно отграничено от наблюдателя. С точки зрения антропоцентризма в фокусе оказывается эстетика реальности, предметный мир, а духовное содержание - на периферии восприятия (за скобками). Реальная перспектива в изобразительном искусстве, по словам П. Флоренского, появляется тогда, «когда разлагается религиозная устойчивость мировоззрения, и священная метафизика общего народного сознания разъедается индивидуальным усмотрением отдельного лица с его отдельной точкой зрения» [128, 45].
То же соотношение может быть прослежено в развитии музыкального искусства полифонической эпохи. Организация контрапунктического искусства строгого
20