Ви є тут

Хоровое творчество Хиндемита

Автор: 
Киселев Петр Борисович
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
159
Артикул:
172514
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение.....................................................3
Глава I. Сочинения для хора a'cappella до 1939 года............12
1.1. Мужские хоры (Männerchöre)... ...........................14
1.2. «Шесть песен» на слова Р.-М. Рильке.......................27
1 *
Глава И. «Когда перед домом этой весною цвела сирень.
Реквием «Тем, кого мы любим»...................................53
Глава III. Позднее творчество Хиндемита........................74
3.1. Двенадцать мадригалов.....................................80
3.2. Месса.....................................................96
Заключение...................................................116
Библиография.................................................121
Приложение 1...................................................133
Приложение 2...................................................136
Приложение 3...................................................148
Приложение 4...................................................150
Приложение 5...................................................152
*
3
ВВЕДЕНИЕ
Пауль Хиндемит - признанный классик XX века. Его творческое наследие огромно и охватывает практически все жанры академической музыки. А его стиль, самобытный и неповторимый, узнается, что называется, по первым тактам. «Основное требование, предъявляемое в качестве материала ценности к современному композитору - наличие в его творчестве не только комплекса индивидуальных чувствований, но оформления их единым, своим художественным языком. Пауль Хиндемит целиком удовлетворяет этому требованию» [24, С. 26].
Однако в настоящее время можно констатировать некоторый спад интереса у исполнителей к творчеству Хиндемита. Во всяком случае, в России его музыка в настоящее время звучит очень редко. Да и в отечественном музыкознании его творчество исследовалось довольно избирательно. Фундаментальных трудов, за исключением монографии
I
Т.Левой и О.Леонтьевой, написанной в 1974 году (более 30 лет назад!), на русском языке по-прежнему не существует. Но хоровое наследие в ней рассматривается как второстепенное, относительно симфонического, оперного и камерного. Между тем этот пласт у композитора занимает важнейшее место, поскольку свои главные художественные и эстетические идеи Хиндемит воплощал именно посредством хоровой музыки. И в свете этого несомненна актуальность исследования данной темы, позволяющей открыть новые грани в сложившемся на сегодняшний день портрете Хиндемита-композитора.
Первый монографический опыт сделан был в 1928 году Штробелем (Paul Hindemith. Mainz, Schott, 1928). Мерсман, в его, безусловно, ценной работе «Новейшая музыка от романтизма» (Die modern Musik seit der Romantik. Potsdam. Akademische Verlagsgesellschaft Athenaion, 1931) пытался включить творчество Хиндемита в новейшую историю музыки, как
14
Лг2 1-7, четырех струнных квартетах, вокальном цикле «Житие Марии» и многих других сочинениях.
1.1. Мужские хоры (Männerchöre)
Уже в ранних хоровых произведениях Хиндемита намечаются особенности его хорового письма, которые в будущем будут развиваться и трансформироваться. То, что Хиндемит выбирал для своих первых «мужских хоров» стихи современных поэтов связанно, прежде всего, с тем, что в то время он искал либреттистов для своих опер и общался с целым рядом литераторов.
Создание произведений для мужского хора, которых в этот период было написано довольно много10, имело под собой ряд оснований. Во-первых, как уже говорилось ранее, Хиндемит старался писать музыку, которую могли бы исполнять не только профессионалы, но и любители. А исполнение музыки мужским хором не вызывало особых сложностей, учитывая то, что существовало огромное количество любительских коллективов.
Во-вторых Хиндемит в это время сотрудничал с несколькими хоровыми коллективами, в том числе «Männergesangverein 08»11 и «Общество Шуберта», и была возможность эти хоры исполнить. И, в-третьих, эти хоры стали для Хиндемита своеобразной творческой лабораторией, и на примере этих сочинений можно выявить ряд характерных стилевых черт хиндемитовского хорового письма.
Говорить об этих мужских хорах, как о цикле, было бы преувеличением. Скорее это просто ряд хоровых миниатюр.
Текст песни для мужского хора «Über das Frühjahr» («О весне», 1929) был написан Б.Брехтом, с которым он одновременно работал над «Lehrstück» («Поучительная пьеса», 1929) для музыкального праздника в Баден-Бадене.
10 См. приложение № 4.
11 «Мужское певческое общество 08»
15
Несмотря на то, что Хиндемит известен как композитор-полифонист, гомофонно-гармоническая фактура присутствует во многих его хоровых произведениях. Это обусловлено погружением композитора в образы текста, которые играли для композитора основополагающую роль, и таким образом он наиболее ясно старался донести текст до слушателя. Такая фактура открывает и это произведение.
«Lange bevor wir uns stürzten auf Erdöl, Eisen und Ammoniak, gab es in jedem Jahr die Zeit der unaufhaltsam und heftig grünenden Bäume» («До того, как мы набросились на нефть, сталь и аммиак, мы годами взращивали
I
сильные зеленые деревья») ". Примечательно, что первую фразу все голоса исполняют в унисон, что создает ощущение масштабного, торжественного вступления, несмотря на очень высокий темп (0=92), словно хор
провозглашает манифест. А кварто-квинтовые созвучия в нюансе от / до ff
J3
усиливают это настроение .
Причем crescendo от первой фразы ко второй усиливается и
расширением диапазона звучания хора, что предает еще больпгую мощь.
Сразу становится ясно, что стихи Брехта в этом произведении диктуют Хиндемиту фактуру и интонационный материал. И далее это
подтверждается. Композитор словно ностальгирует по прошедшим, светлым дням: на словах «Wir alle erinnern uns verlängerter Tage, helleren Himmels, Änderung der Luft des gewiss kommenden Frühjahrs» («Мы все вспоминаем о длинных днях, светлом небе, о свежем воздухе будущей весны») настроение, и, как следствие, фактура, динамика и штрих меняются. На смену marcato на
12 Стихи Брехта-значительная часть его наследия. В них поэт выступал просив гогенцоллсрнской монархии и фашистского мракобесия. Одновременно он писал и стихи, в которых создавал героические образы пролетариев. Многие из них стали популярными песнями, так называемыми зонтами. Брехт довел форму стиха до высокого совершенства, используя и развивая традиции немецкого фольклора. Поэзия Брехта отличается разнообразием — он владеет и строгой формой классического сонета, и ритмами народной баллады, и белым стихом, сознательно приближает поэтическую речь к разговорному языку. Безусловно,
» поэзия Брехта была идейно близка Хиндемиту.
'( 13 Хиндемит_разработал свою.собствснную ладовую систсмуЛГлавным аккордом этой системы является * ' квартаккорд, представляющий собой последовательность, как правило, чистых кварт (в условиях какого-либо лада интервалы могут утратить структуру совершенных консонансов и стать увеличенными или уменьшенными). Об особенностях системы смотрите в кн: Холопов Ю. Проблема основного тона аккорда в теоретической концепции Хиндемита / Музыка и современность, вып. I. - М., Музгиз, 1962; Кон Ю., Холопов Ю. О теории Хиндемита // Советская музыка, 1963, №10; Холопов Ю. О трех зарубежных системах гармонии / Музыка и современность, вып.4. - М., Музыка, 1966.
I