Ви є тут

Теория метротектонизма Георгия Эдуардовича Конюса: ее место в истории музыкальной науки и возможности применения

Автор: 
Шкапа Екатерина Александровна
Тип роботи: 
ее место в истории музыкальной науки и возможност
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
278
Артикул:
172769
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Г.Э.Конюс. 1911 г.
Оглавление
2
Введение......................................................................... 4
Глава 1. Г.Э. Кошос н его теория................................................ 13
1. Кошос на пути к метротектонизму (музыкальная деятельность Конюса) 13
1.1 Композиторское творчество............................................ 13
1.1.1. Обзор творчества................................................ 13
1.1.2. Сюита «Из детской жизни»........................................ 19
1.1.3. Вокальная лирика................................................ 25
1.2. Педагогическая деятельность Конюса. Учебные пособия................... 33
1.2.1. Обзор педагогической деятельности............................... 33
1.2.2. Учебники инструментовки......................................... 35
1.2.3. Пособия по элементарной теории музыки........................... 38
1.2.4. «Пособие к практическому изучению гармонии»..................... 44
1.2.5. «Курс контрапункта строгого письма в ладах» ................... 47
2. Научная деятельность Конюса в 1900-1920 гг. Обзор трудов...................... 51
2.1. Обзор музыкальной деятельности Конюса в 1900-1920 годах............... 51
2.2. История возникновения метротектонизма................................. 51
2.3. «Музыкальная форма и ее анализ»....................................... 55
2.4. «Границы метрических построений и каденция. Музыкально-теоретическое исследование».......................................... 61
2.5. «Периоды музыкальной речи»............................................ 63
2.6. «К вопросу о музыкальном зодчестве».................................... 67
3. Метротектонизм в 1920-1933 годах.............................................. 67
3.1. Деятельность Конюса в 1920-1933 годах.................................. 67
3.2. «Исторические, географические и этнографические подтверждения незыблемости временных принципов музыкальной формы».................. 72
3.3. «Эмбриология и морфология музыкального организма»...................... 76
Глава 2. Метротектонизм в контексте музыкальной науки рубежа Х1Х-ХХ
веков............................................................................ 91
1. Новые тенденции в музыкальной науке рубежа Х1Х-ХХ веков и
метротектонизм................................................................. 92
25
высокую оценку сочинению Конюса и его композиторскому таланту вообще: «М. г. позвольте попросить вас поместить на страницах газеты, в которой я некогда подвизался в качестве музыкального рецензента, несколько строк, неудержимо просящихся из-под пера моего. Вчера, 25 февраля в сфере московской музыки свершился факт, который мне хочется отметить как можно осязательнее. В концерте И.Р.М. общества в первый раз была исполнена сюита «Из детской жизни» соч. Г.Э. Конюса, молодого композитора, и прежде уже заявившего себя с наилучшей стороны, но на этот раз выказавшего такую силу таланта, такую глубоко симпатичную и оригинальную творческую индивидуальность, такое редкое сочетание богатой изобретательности, искренности, теплоты, с превосходной техникой, - что этому молодому человеку можно предсказать великую будущность. Пусть ваш специальный сотрудник подробно обсудит новое блестящее произведение русского московского музыканта, - я же ограничусь только выражением восторга, испытанного мною, как, надеюсь, и всеми присутствовавшими вчера на концерте, при слушании ряда прелестных музыкальных картинок, из которых состоит его сюита».19
Это письмо стало известно уже после смерти Чайковского, и на основании его Конюсу была назначена композиторская премия в размере тысячи двухсот рублей «пока он будет продолжать композиторскую деятельность».20
1.1.3. Вокальная лирика. Будучи автором целого ряда крупных произведений, Конюс в то же время - стойкий приверженец миниатюрного жанра. Видимо, сам композитор в первую очередь дорожил своими крупными сочинениями. В Биографическом очерке, написанном в 1926 году, когда композиторская карьера его была уже завершена, Конюс не без гордости перечисляет свои партитуры и не упоминает ни романсов (за исключением одиннадцати оркестрованных для большого оркестра), ни камерно-инструментальных сочинений. К сожалению, и Д. Рогаль-Левицкий, писавший о Конюсе, совсем не уделил внимания его камерным сочинениям. А ведь это та часть музыкального наследия Конюса, где с лучшей стороны проявилось его композиторское дарование.
Значительное место в творческом наследии Г.Э. Конюса занимает камерно-вокальная лирика. Всего Кошосом написано 50 романсов и вокальных ансамблей, что составляет почти
Конюс Г.Э. Письмо П. И. Чайковскому от 29 июля 1893 года // Георгий Эдуардович Конюс. Материалы, воспоминания, письма. - М., 1988. С. 42.
19 Чайковский ИИ. Неотправленное письмо в редакцию «Русских ведомостей» // М.И. Чайковский. Жизнь Петра Ильича Чайковского. Т. 3. - М., 1997. С. 534-535.
20 В архиве Московской консерватории в Личном деле Конюса сохранилось письмо в консерваторию от 26 марта 1894 года, уведомляющее о назначении Конюсу премии:
«В Московскую консерваторию.
Хозяйственный отдел Кабинета Его Величества имеет честь уведомить Московскую консерваторию, для сообщения Преподавателю оной, композитору Георгию Конюсу, что вместе с этим сделано распоряжение об ассигновании к отпуску ему из Московского Губернского Казначейства, назначенных 11 Марта 1894 г., из Кабинета Его Императорского Величества по 1200 р. в год, пока Конюс будет продолжать свою композиторскую деятельность».
26
треть его opus’oß. Почти все они изданы и часто исполнялись при жизни композитора. Одним из пропагандистов творчества Конюса был JI.B. Собинов, постоянно включавший его романсы в свои концерты.
Большая часть романсов написана Конюсом в период 1894-1905 годов. В дальнейшем же происходит спад его творческой активности, в том числе и в области вокальной лирики. Последний вокальный опус относится к 1919 году.
Самое непосредственное влияние на вокальную лирику Кошоса (как и на все его творчество вообще) оказала музыка П.И. Чайковского. Но будучи продолжателем традиций Чайковского в вокальной лирике, Конюс испытал воздействие и других композиторских стилей. Красочная звукопись многих романсов напоминает манеру камерно-вокального письма II.A. Римского-Корсакова. Преемственность с А. Даргомыжским и М. Мусоргским сказывается в широком использовании Конюсом декламационных приемов (чаще в развивающих разделах), в повышенном внимании к интонациям текста. Многие мелодические обороты Кошоса будто порождены напевным прочтением стихотворения. Но продолжая традиции русской вокальной лирики, романсы Конюса несуг отпечаток и своего времени. Им присущ утонченный гармонический колорит. Некоторые находки Конюса в способах передачи образа (выбор фактуры, оформление кульминаций, метрическая свобода в построении музыкальных фраз) заставляют вспомнить романсы его младших современников - С.В. Рахманинова, Н.К. Метпера.
За редкими исключением, Конюс не определял жанр своих вокальных миниатюр, которые, бесспорно, являются романсами. Исключения составляют опусы 32, 35 и 40. «Письма для пения» (ор. 35) при жизни автора не были опубликованы и, по-видимому, не сохранились. Ор. 32 - «Три песни» на слова А. Толстого. От романсов Конюса они мало чем отличаются. Они, действительно, незамысловаты по содержанию, а первые две песни невелики и по масштабу, но прихотливая метрика и изысканные гармонии не позволяют говорить о них как об упрощенном претворении жанра романса. Три миниатюры ор. 40, написанные в 1919 году, названы Конюсом «стихотворениями», в чем сказалась характерная тенденция вокальной музыки XX века.
Главные образные сферы вокального творчества Конюса - пейзажные зарисовки и любовная лирика. Чаще всего они тесно взаимосвязаны. В выборе литературных источников Конюс чаще всего обращался к поэтам XIX века. Особое предпочтение он отдал A.A. Фет>' (18 романсов из пятидесяти). Среди других поэтов - А.Н. Апухтин, Л.Н. Майков, А.К. Толстой, Н.Ф. Щербина, С.Я. Надсон и др. Лишь один романс написан на стихи A.C. Пушкина («Что в имени тебе моем»). Также единичны обращения к поэзии современников - А. Белого, Д.С. Мережковского. Среди романсов Конюса есть один,